#Культура

#Суд и тюрьма

Канны смотрят «Вверх»

2009.06.04 |

Кувшинова Мария

Сколько пикселей в качественном кино?
Проходящий в Каннах 62-й международный кинофестиваль в очередной раз доказал — в кино еще осталось пространство для эксперимента и открытий
«Это была наша мечта — увидеть, как несколько сотен людей в смокингах и вечерних платьях наденут стереоочки», — сказал креативный директор студии Pixar Джон Лассетер на пресс-конференции, посвященной историческому событию: Каннский фестиваль, пребывающий в вечном поиске форматов и активно заигрывающий с новыми технологиями, впервые открылся мультфильмом. Причем не простым, а трехмерным (по такому случаю даже постоянную заставку — «Золотую пальму» — сделали объемной).

Артхаус за $175 млн
Мультфильм Пита Доктера «Вверх» в гораздо большей степени рассчитан на взрослых зрителей, нежели прежние работы Pixar — те же культовые «Истории игрушек» или «В поисках Немо». Главный герой — бывший продавец воздушных шариков пенсионер Карл Фридриксен, который вместе с женой мечтал о приключениях, но лишь овдовев, решился на путешествие, причем вместе со своим старым домом. Здесь как всегда много изобретательных деталей и смешных персонажей (сторожевые собаки, например, разговаривают при помощи декодирующих лай ошейников), есть несколько пенсионеров, дерущихся костылями и вставными челюстями... Но в результате получилось лирическое высказывание об упущенных возможнос­тях, поверженных кумирах, о расставании с прош­лым и надежде, которая не покидает человека, пока он дышит. «Вверх» — своего рода парадокс высокобюджетного кино, настоящий артхаус за $175 млн.

В России мультфильм выйдет в прокат 28 мая, причем в части кинотеатров покажут открывшую Каннский фестиваль стереоверсию — зрителям будут выдавать специальные очки.

Цензурная лихорадка
Конкурс художественных полнометражных фильмов открылся картиной главного диссидента современного кинематографа — китайского режиссера Лоу Е. Три года назад он без одобрения цензурного комитета КНР показал в конкурсе Каннского фестиваля эротическо-политическую драму «Летний дворец» про взросление студентки, однокурсники которой выходят на площадь Тяньаньмэнь, и получил (уже не в первый раз) пятилетний запрет на профессию. Рассказывают, что в тот год Е претендовал на приз, но президент жюри Вонг Кар Вай испугался негативных последствий для собственной карьеры.
«Весеннюю лихорадку», свой новый фильм, режиссер в нарушение всех предписаний снял на родине (хотя мог бы за границей), нелегально, при помощи нескольких цифровых камер.
Герои фильма, двое молодых мужчин — тайные любовники, а гомосексуализм в Китае считается психическим заболеванием. В любовную историю вовлечены еще несколько участников: жена одного из героев, детектив, которого она нанимает, подружка детектива — работница на подпольной фабрике. Никакой политики, только драма — современный Китай в картине восстанавливается по мелким деталям, вскользь оброненным фразам. Хозяин хочет закрыть фабрику и открыть легальное производство, но попадается полиции, от которой благополучно откупается; гомосексуализм под запретом, обвинения в нем способны разрушить человеческую жизнь, но полуподвальные частные гей-клубы процветают.

Фильм Лоу Е — история преодоления внешних обстоятельств: запрета на профессию, связанных с этим технических трудностей, вынуждающих решать сложные, в том числе и с эстетической точки зрения, задачи ради единственной цели — кинематографа.

Жажда кино
Самая нетривиальная история любви (есть подозрение, что таковой она и останется до конца фестиваля) рассказывается в конкурсной картине «Жажда» корейского режиссера Чхан Ук Пака. Пять лет назад его «Олдбой» «осчастливил» — дословно — председателя жюри Квентина Тарантино, вручившего фильму Гран-при. А теперь два этих режиссера — соперники в гонке за «Золотой пальмовой ветвью».

«Жажда» (знатоки догадаются по названию) — это вампирская драма про католического священника, который из человеколюбия отдает себя неким ученым для экспериментов, заражается вирусом, чудом выживает, обретает в глазах паствы статус святого-исцелителя, но не может жить без человеческой крови. Потеря веры, необходимость убивать, чтобы выжить, проблема самоубийства, любовь как потребность отдавать и получать... Ключевые философские и психологические вопросы Пак извлекает из физиологии, из плоти, из самого нутра, в бешеном ритме разбрызгивая вокруг фонтаны крови.
Смотреть за этим порой больно, но бесконечно интересно: Пак — пример того, что темп и изобретательность не отменяют глубины.

Ну а за пределами кино 21 мая в Каннах состоится традиционный благотворительный обед и аукцион «Кино против СПИДа». В предыдущие годы в подобных обедах принимали участие суперзвезды кино и шоу-бизнеса: Шерон Стоун, которая танцевала под аккомпанемент сэра Элтона Джона и Ринго Старра, Шон Пенн и Джонни Депп. В этом почетным гостем станет один из самых известных шоуменов политической сцены — 42-й президент США Билл Клинтон.

Впрочем, можно не сомневаться: сколь бы громкие имена ни занимали внимание тысяч людей, приехавших сегодня в Канны, фамилия режиссера, который 24 мая будет удостоен «Золотой пальмовой ветви», затмит всех.
Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share