Выставка недавно найденных в США иллюстраций Константина Сомова к знаменитой антологии эротической литературы «Книга маркизы» продлится в Бахрушинском музее всего один день — 29 октября. Эту «лаконичность» объясняет аккуратная фраза организаторов выставки: на произведения выдающегося художника смотреть «детям до 18 лет не рекомендуется»
После одной из своих выставок Сомов получил прозвище Содомов. Художник, считавший, что «главная сущность всего — эротизм», с удовольствием откликнулся на предложение германского издателя фон Вебера создать иллюстрации для «Книги маркизы» — антологии французской эротической литературы XVIII века.
Первым изданием «Книги маркизы», вышедшим в 1907 году в Германии, Сомов оказался не вполне удовлетворен. Хотя бы потому, что цензоры, потрясенные «маленькими шалостями» художника, пропустили из его 31 рисунка лишь 6 иллюстраций и 6 виньеток. Над рисунками к «Книге маркизы» Сомов работал в течение 11 лет. Многочисленные переиздания этой книги художник иллюстрировал по-разному: порой просто фривольно, порой предельно откровенно. А самым откровенным изданием «Книги маркизы» стал вариант, выпущенный в 1918 году в России.
«Благодаря тому, что большевики на короткое время отменили цензуру, стал возможен выход этой книжки почти в некупированном варианте, — рассказывает Екатерина Мак-Дугалл, директор аукционного дома MacDougall’s, который привез работы Сомова в Москву. — Первоначально предполагалось, что нецензурированная «Большая маркиза» выйдет тиражом 25 экземпляров, но в итоге было напечатано 800 экземпляров. Книга имела такой успех, что стали переиздавать одни картинки, без текста. Потом их красили, воспроизводили литографически. Книга утвердила Сомова как выдающегося русского графика, а кроме того, явилась важным событием в истории российской книжной эротической графики. Эта книга иллюстрирует и утонченнофривольные нравы Серебряного века, и исторический контекст своего появления — «нецензурированную» революцию».
Комплект из 122 первых рисунков и силуэтов Константина Сомова — иллюстраций к нецензурированной «советской» «Книге маркизы» нашелся случайно. Он был обнаружен наследниками одного американского коллекционера (его имя держится в секрете).
«Эти рисунки долгое время считались утраченными, — говорит МакДугалл. — Никто не мог себе даже представить, что практически все иллюстрации к большой нецензурированной «Маркизе» находятся в одной коллекции! Этого не представляли себе и наследники американца: разбирая его вещи, они наткнулись на эти рисунки, лежавшие на прикроватном столике в спальне под ворохом старых журналов. Они даже не предполагали, что это такое, и принесли их в наш Дом на экспертизу».
Часть коллекции можно увидеть в Бахрушинском музее, а 25 ноября рисунки станут одним из главных лотов аукционной русской Недели в Лондоне.
Константин Андреевич Сомов (1869–1939) — живописец и график, представитель русского символизма и модерна. Мастер портрета и жанровых сцен. Талантливый художникоформитель книг. В числе работ: «Дама в голубом платье. Портрет Е.М. Мартыновой », 1897–1900, «Вечер», 1900–1902 (Третьяковская галерея); «Зима. Каток», 1915 (Русский музей). Исполнил ряд обложек и фронтисписов к изданиям символистской поэзии (книгам К.Д. Бальмонта, А.А. Блока, В.И. Иванова и др.). Скончался в эмиграции во Франции.