#Культура

Космос Эрика Булатова

2011.02.11 |

Александр Шаталов

Художнику исполнилось 80 лет

Сегодня, 5 сентября 2013 года, исполняется 80 лет классику нонконформизма, художнику Эрику Булатову. В 2011 году Булатов написал для The New Times о своей судьбе и творчестве

В 60-80-х прошлого века он, выпускник Суриковского института, иллюстрировал книги издательства «Малыш», на которых выросло не одно поколение нынешних пап и мам. В 70-х серьезно занялся станковой живописью, которую не принимали советские власти. Булатов эмигрировал сначала в Америку, потом переехал во Францию. Он первым среди современных русских художников удостоился персональной выставки в Центре Помпиду, в Париже, где сейчас и живет. Сегодня Эрик Булатов - одна из ключевых фигур современного искусства и один из самых востребованных на Западе русских художников. К своему юбилею он открыл выставку живописи и графики в Вилле Палома – Новом национальном музее Монако. А на канале «Культура» сегодня премьера документального фильма об Эрике Булатове «Весна во Флоренции», в котором он рассказывает о своей живописи и о любимом городе.

54_490.jpg
На аукционе Phillips de Pury картина «Вход — входа нет» ушла за £713 тыс.

Слово у меня в картинах — это чисто визуальный образ. Видно, как воздух сгущается и превращается в слово. Конечно, русским зрителям легче, они видят в этом смысл. Западные не всегда замечают изменения, которые произошли в моих картинах за последние годы.

54-1.jpg
Эрик Булатов с самой дорогой своей картиной «Советский космос»

Не надо преувеличивать значение моих работ советского периода. В картине «Вход — входа нет» ничего ведь не было советского или антисоветского, просто красный цвет — самый оптимистичный и синий цвет — цвет прострации. Эта связка оказалась впоследствии моим языком. Мне всегда было важно, чтобы картина не имела прикладного характера и не иллюстрировала какой-либо социальный тезис, она сама должна была стать высказыванием. Многие же критики видели только советское и антисоветское, когда я говорил им о том, над чем работаю и к какому идеалу стремлюсь.

С советской тематикой я работал только до 91-го года. Зачем пережевывать старое? Когда это было — это было серьезным делом. А сейчас это все равно что пинать убитого льва.

54-2.jpg
«Вход в красную плоскость». 1995

У меня, в принципе, нет эмигрантского сознания. Я приехал сюда на работу: в России я тридцать лет зарабатывал на жизнь книжными иллюстрациями, а тут смог заниматься живописью. У меня в Москве осталась даже мастерская. У художников моего поколения обычно на Западе успеха не было. Личный успех одного-двух художников не переносится на русское искусство в целом. До сих пор к нему на Западе отношение пренебрежительное. Более-менее ценятся музыка, балет, ну и все. Был один период в русской живописи, который здесь ценят, — авангард, но и его трактуют как западное влияние. Потом искусство в России прекратилось, потому что его убили. Советская власть убила.

Остров Париж

Мне комфортно в Париже. Потому что здесь спокойно. Если бы молодые художники спросили моего совета, я бы сказал: «В Париж? Ни в коем случае! Либо Нью-Йорк, либо Лондон». Потому что там сейчас гораздо более активная культурная жизнь, там много энергии в воздухе. В Нью-Йорке можно вообще не есть, питаться этой энергией. Но мне этого не нужно, мне своей энергии хватает. В Париже есть ощущение колоссальной толщи культурного фундамента. Это не горячий сегодняшний день, а именно великая река культурного времени. У нас в русском сознании этого нет, у нас все время катастрофические разрывы, катаклизмы. Здесь тоже были революции, но когда идешь по городу, чувствуешь историю. Для меня это страшно важно. В Париже я больше всего люблю набережную. Всегда, когда нужно немножко прийти в себя, я иду туда. Ситэ — это какое-то удивительное ощущение корабля, который плывет из средневековья, из сказки, оно захватывает. Я сюда попал, когда мне было уже за пятьдесят, но Париж по-прежнему для меня интересен, как в первый день.

54-3.jpg
«Небосвод». 2008

Образ свободы

Лет пять назад я написал картину «Небосвод — небосклон». Импульсом послужило стихотворение Всеволода Некрасова, это мой любимый современный поэт, который для меня очень много значит**Поэт-авангардист Всеволод Некрасов (1934–2009) — один из основателей «московского концептуализма»... Там пространство вывертывалось наизнанку. И получался то земной шар, то, наоборот, глубина, такая двойная игра.

Я вообще с небом очень много работал, начиная с 1975 года, когда написал картину «Иду» — в ней уже было движение сквозь картину, сквозь изображение. Небо для меня — это образ свободы. В социальном пространстве, я убежден, свободы быть не может. Я думаю, что вообще для человека смысл его жизни, смысл его существования находится не в социальном пространстве. Тут удовлетворяются необходимые потребности, а живем мы не для этого, живем для чего-то другого, мне кажется.

54-4.jpg
«Живу — вижу». 1987

У Хайдеггера есть абсолютно гениальное определение, что человек находится в просвете бытия. То есть в принципе бытие беспросветно, это чередование жизни и смерти, абсолютно безысходная ситуация. А смысл не в этой череде вращения, а в прорыве и выходе за его пределы. Я не знаю, что там, но убежден, что все мы находимся в просвете бытия, и это накладывает на нас невероятную обязанность. С одной стороны — надежда, а с другой — страшная ответственность, что мы должны что-то понять, что-то узнать, и больше никто этого не может сделать.

Главные вопросы

Очень хочется, чтобы зритель пережил то, что я переживаю. Я стараюсь изо всех сил внушить ему, что это не со мной происходит, это с ним происходит. Когда получается, меня это очень радует. Конечно, когда говорили, что я за американские деньги продаю свою родину, было неприятно, это меня огорчало, ну что делать. Не всегда удается относиться с иронией к такой откровенной злобе и вражде. Это тяжело переживать. Есть пушкинская формула — «хвалу и клевету приемли равнодушно». Я думаю, это он себя уговаривал…

Есть разные истоки творчества. Вейсберг (Владимир Вейсберг (1924–1985) — российский художник, один из видных мастеров «неофициального искусства») раньше рисовал от любви, а потом стал рисовать от страха смерти, он безумно боялся смерти, как Малер и Шостакович. Мне всегда был близок Фаворский, которого я считаю своим учителем. Он учил философскому отношению к жизни. Я сейчас в живописи пытаюсь решить свои экзистенциальные вопросы.

Сознание человека так устроено, что если он видит что-то впервые и не понимает, то начинает сердиться. Например, так было с картинами Матисса, Пикассо, Писарро, Брака, Марселя Дюшана. Моя картина «Горизонт» тоже вызывала недопонимание. Один художник сказал как-то мне: «Старик, ну зачем ты сделал эту красную ленту: если хотел нарисовать что-то красное, сделал бы красный пароход». Меня поддерживали мои друзья — Олег Васильев (Олег Васильев (1931) — московский художник-концептуалист). В настоящее время живет и работает в Нью-Йорке., Илья Кабаков, Всеволод Некрасов, но ни один искусствовед в те годы ни разу не переступил порога моей мастерской.

54-5.jpg
«Горизонт». 1971-72. Красная ковровая дорожка в советское время была символом карьерного успеха 

Одно время объявили, что картина умерла, она никому не нужна, возникли новые виды искусства, которые полностью ее заменят. Ничего подобного. В картине есть свойство, которое невозможно ничем заменить: она способна компактно выразить содержание жизни, она наиболее экономна в пространстве, рациональна в использовании, если можно так сказать. Никакие грандиозные инсталляции никогда ее не заменят, ни видео, ни фотография… Я отношусь к картине как к живому человеку, как к своему соавтору. Я с ней все время в диалоге. Я задаю ей вопрос, а она мне подсказывает: нет, так не надо, а вот это правильно. И так мы с ней срабатываемся, и в конце концов что-то у нас получается.

Судьба своя у каждого человека, но если у него есть свобода воли, то должна быть и возможность выбора, то есть ему судьба что-то говорит, а он волен поступать как ему хочется. Для меня чувство свободы связано исключительно с моей профессиональной деятельностью, а не с поступками. Потому что в социальном пространстве я все время ошибаюсь и всегда проигрываю. Не было случая, чтобы я правильно поступал. Для меня единственная свобода — в работе, я ее ощущаю через искусство.



54-6.jpg
«О том, что буду художником, я узнал лет в шесть. Я действительно хорошо рисовал, но отец мой был настолько под впечатлением от этих моих рисунков, что уверился, что я стану художником. Когда мне еще не было восьми лет, он ушел на фронт и погиб, и для меня и для матери моей это было как завещание».
Эрик Булатов
художник-нонконформист, один из представителей Лианозовской группы, основатель московского концептуализма. Родился в Свердловске в 1933 году. В 1958-м окончил Художественный институт имени В.И. Сурикова, работал художником-иллюстратором в издательстве «Малыш». Для творческого метода Булатова характерно столкновение плакатного текста, советской символики с пейзажем, отчасти сближающее его с соц-артом. «Вход — входа нет», «Советский космос» («Портрет Брежнева»), «Слава КПСС» — эти и другие полотна сделали автора известным на Западе, где в конце 1980-х Булатова называли «художником перестройки». В 1989-м он уехал в Нью-Йорк, с 1991-го живет и работает в Париже. Только что там состоялась премьера документального фильма «Небосвод Эрика Булатова»


Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share