#Культура

#Суд и тюрьма

В Москву! В Москву!

2009.06.04

Как освобождаются женщины Востока — пьеса Эмилии Казумовой

В Театре.doc приступили к репетициям документальной пьесы Эмилии Казумовой «Однушка в Измайлово» о жизни кавказских девушек в Москве. В феномене молодого дагестанского драматурга разбирался The New Times

«Эмма: породистое кавказское лицо, осветленные, выпрямленные специальным утюжком волосы. Худенькая, невысокого роста. 22 года. Год назад она сбежала со свадьбы, пошла против обычаев, из-за чего от нее отказалась родня. Москву она видела впервые. Было раннее утро, автобус Махачкала — Москва, скрипя тормозами, припарковался на стоянке в Лужниках...»

Девушка, которая читает этот текст со сцены Театра.doc в подвале Трехпрудного переулка, никак не напоминает героиню по имени Эмма: она старше и нисколько не похожа на провинциалку в столице. По сюжету пьесы «Однушка в Измайлово» Эмма — наперсница других героев. Она выслушивает их — Лилю, Марьяну, Тамилу, кавказских девушек, разными путями оказавшихся в Москве, живущих сообща в съемных квартирах. Утром они выходят из дома нарядные, успешные, источающие запах духов, и кто бы догадался, какие драмы спрятаны за этими лучезарными фасадами. «Однушка в Измайлово» — об этой изнанке.

Мужская партия

Помимо женских голосов в ней есть и крепкое мужское слово. Оно принадлежит Гасану, земляку  Эммы, у которого в Москве свое дело.

«Гасан: Да-а-а. У тебя как всегда кодла бездомных подруг.

Эмма: Не бездомных. Самостоятельных.

Гасан: Э-э-э, оставь, да, эти разговоры про самостоятельность! Приехали тут, штуку долларов зарабатывают и думают, что они самостоятельные.

Эмма: Что ты хочешь сказать? Что те, кто приезжает в Москву, работают на штуку баксов и их это устраивает — это плохо?

Гасан: Я категорически против этого. Что в этом хорошего? Родителей надо спрашивать, когда куда-то едешь. Надо согласовывать. Я тебе могу по шариату объяснить. А так что мне говорить? Какая у нее жизнь будет, если она пошла наперекор родителям? ...Ты сама должна понимать. Если у молодого, лет двадцати шести, перспективного парня будет выбор между девочкой из села лет семнадцати, которая голову не поднимала, дома с родителями жила, и, например, тобой, двадцатишестилетней разведенной женщиной с непонятно каким образом жизни, то, конечно, он выберет семнадцатилетнюю».

Эмма хохочет в лицо земляку: «Не тебе решать, буду ли я счастлива или нет». И, отвернувшись от него, рассказывает в конце концов о себе самой.

«Моя история началась ровно пять лет назад. Вернее нет, она началась раньше, в сентябре 2002 года, когда я пришла на практику в одно подразделение МВД Дагестана. Практиковалась я в пресс-службе. Мой руководитель Юра вел фотохронику подразделения, и там я как-то случайно попала в кадр. Пачку фотографий милиционеры дружно рассматривали в дежурной части. На одной из них была я, и молодой старлей по имени Магомед поинтересовался: «А кто эта девушка?»

Эмма читает текст по бумаге, но иногда забывает о ней и вдохновенно несет отсебятину. «Какая хорошая актриса», — слышу шепот справа от себя.

Влюбленный милиционер

«Потом он признался, что любит меня и что мечтает на мне жениться. Я сказала: «Расслабься, мальчик, за лакца меня никогда не отдадут». С этого дня началось преследование… В начале 2003-го я приехала к родителям в Кизляр и сказала папе: мол, через пару дней к тебе приедут люди насчет меня, ты посмотри-подумай. Хорошо?» — «А что мне думать, дочка, главное, чтобы ты посмотрела», — ответил мой папа, слегка обалдевший от моей наглости. Хотя я тряслась от страха. Это мама отправила меня к нему, потому что сама боялась ему сказать. Но в итоге первая получила она. Стоило мне только уехать в Махачкалу, как папа закатил скандал маме — с содержанием: «Я вам глотки перережу! Вы кто такие, чтобы решать эти вопросы? Скажи ей, пусть сюда никто не едет! Видеть никого не хочу! Я сам решу, за кого ей выходить!»

Постепенно актрисы, партнерши Эммы, из собеседниц превращаются в слушателей, и на их лицах появляется изумление: как и зрители, они слышат этот монолог впервые. В голосе Эммы звучат неподдельные ожесточение и горечь. В какой-то момент она кладет текст на колени и говорит, тщательно подбирая слова, извлекая их не из текста — из собственного прошлого. Зрители переглядываются: похоже, девушка на сцене рассказывает собственную историю?!

И то правда: Эмма из документальной пьесы «Однушка в Измайлово» и автор пьесы Эмилия Казумова — одно лицо. Московская журналистка Эмилия пишет в интернете об убийстве Руслана Ямадаева, возведении в латвийском Саласпилсе памятника нацистам на месте концлагеря, берет интервью у писателя Липскерова. В Живом журнале, где она известна как miuccia_prada, она пишет про своего друга Ильяса Шурпаева — журналиста Первого канала, его убили в марте этого года. Весной Эмилия впервые написала в своем дневнике о себе самой: о том, как отец выдал ее замуж за дальнего родственника, которого впервые увидела уже на свадьбе. О том, как влюбленный в нее милиционер и его друзья уговаривали ее бежать. Как она сопротивлялась, но все же бежала, когда новенький муж отправился в ванную перед первой брачной ночью.

Влюбленный милиционер ввел ее в свою семью. Казалось бы, а что, романтичная история из жизни народов мира. Но если бы! Влюбленный милиционер в одну минуту превратился в мстителя. Днем молодая обстирывала семью и готовила есть, вечерами он избивал ее: недоступная принцесса оказалась его пленницей, на ней он вымещал уязвленное самолюбие, обиду на ее семью, высокомерно отвергшую жениха низкого сорта. Но и его семья тоже не приняла Эмму. Отвергнутая собственной родней, она вынуждена была бежать и из новой семьи.

Прочитав в Живом журнале этот пост, Эмилию разыскала Елена Гремина, руководитель Театра.doc, театра документальной и социальной пьесы. Предложила собрать документальную пьесу о кавказских девушках в Москве. Эмилия согласилась. Премьеру сыграют в феврале в день рождения Театра. doc. В минувшем сентябре режиссер Руслан Маликов поставил первую читку этой пьесы на фестивале «Любимовка» и вышел на сцену в роли Гасана рядом с актрисами и самой Эмилией.

Кизлярские сплетни

Беглянка устраивается в Махачкале на работу в газету, берет учеников, ночует в редакции, коченея зимой от холода. Моется в спортивном зале, когда оттуда уходят борцы. Тем временем в родном Кизляре ее имя становится излюбленным объектом сплетен.

«Отец во все верит. Представляю, как кипит его сердце. Он отправляет своих братьев на задание: забрать меня, отвезти в село и там прикончить наконец. Эту команду укрепляет мамой, у нее задание — вывести меня из дома… Целое лето меняю место дислокации, скитаюсь, прячусь, плачу, леденею от ужаса, сатанею от злобы. Жить становится невыносимо. Я уезжаю в Москву. Где меня ждет новая жизнь. А для начала — эта однушка в Измайлово...»

Свою историю Эмилия рассказывает даже с юмором. Она уже выстрадала свой персональный ад и способна рассказывать об Эмилии Казумовой как о персонаже. Известный факт: облекшись в слова, перейдя на бумагу, прошлое освобождает…

Отрывок из пьесы

Тамила приехала в Москву на автобусе Москва — Махачкала. Надела все лучшее сразу: туфельки на шпильках, юбочка Фенди турецкого пошива, большие серьги-подвески, свежее мелирование на голове. <…> — Блин, я так рада, что приехала!!! Москва! Москва! Курить на улицах! В ресторанах! Здесь можно делать все, что хочешь! Я знаю, что будет трудно, что придется платить за квартиру, что придется… вставать рано утром, чтобы полтора часа провести в метро, собирать по копейкам деньги на макароны, чтобы было что поесть до зарплаты, что первые два года придется тупо выживать. Я готова ко всему. <…>

— Зачем? Зачем уезжать в Москву человеку, у которого есть где жить, есть семья, мама, папа, братья и все прекрасно. Сидела бы там, вышла бы замуж, родила детей.

— Мне нужна свобода. Так же, как и тебе.

— Я давно свободна и приехала в Москву не за свободой.

— Ну да. Но мне нужна свобода!

— От чего?

— От кавказского менталитета. Я устала от того, что ты постоянно кому-то что-то должен. Я не хочу соблюдать все эти правила: не курить, не общаться с мальчиками, не носить то, что тебе нравится, не ходить на дискотеки. Я устала от установок типа «села в машину — сама виновата», «курит, значит, шлюха». Я не могу видеть традиционные семьи. Девочка растет, на нее тратят все зарабатываемые деньги — внешность, одежда, приданое... Потом водят по свадьбам, чтобы ее кто-то приметил и женился. Бабы зашивают свои целки, а потом эти скромные взгляды: «Ой, ну что вы, что вы, я даже понятия не имею, как выглядит мужская писька». Ну смешно все это. Бесит.

Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share