#Выставки

#Культура

Эрмитаж примерил Прадо

2011.02.25 |

Алексей Мокроусов


48_490.jpg
Тициан Вечеллио.
Венера с Амуром и органист.
Около 1555 г.

Два в одном. В Государственном Эрмитаже открылась выставка картин из собрания мадридского музея Прадо. Босх и Пуссен, Веласкес и Рафаэль, Тициан и Джордано приехали к нам благодаря Году Испании в России. Что такое «перекрестный год» культуры и какие сюрпризы он сулит — узнавал The New Times

Прадо в Эрмитаже впечатляет. 66 полотен, все — классика, от Рогира Ван дер Вейдена до Рубенса. Много испанских мастеров, не очень хорошо представленных в музеях России — Мурильо, Сурбаран, Рибера. Главные же хиты — Эль Греко и Гойя. Ведь ГМИИ им. Пушкина получил «своего» Эль Греко лишь в ходе своеобразно понятой реституции: спрятав после войны вывезенную из Германии картину в своем спецхране, теперь музей показывает ее как «перемещенную ценность». В коллекции Эрмитажа есть только одно живописное полотно Гойи — портрет актрисы Антонии Сарате, подаренный во времена СССР Армандом Хаммером. Подарку сперва обрадовались. Но вскоре выяснилось, что полотно не раз реставрировано и не лучшим образом, и его подлинность у многих специалистов вызывает сомнение.

48-1.jpg
Тициан Вечеллио.
Портрет императора Карла V
с собакой.
1533 г.
48-4.jpg
Эль Греко.
Святое семейство со св. Анной и маленьким Иоанном Крестителем.
Около 1600 г.

Коллекцию Прадо собирали Габсбурги, неудивительно, что в ней обильно представлены изображения королевских особ. В эрмитажной выставке их тоже немало: в Николаевском зале выставлены, в частности, портреты Карла V работы Тициана, Филиппа IV работы Веласкеса, Карла III кисти Менгса, Фердинанда VII кисти Гойи. При всем почтении к высочайшим натурщикам художники не впадали в грубую лесть. Иногда Габсбургам стоило бы воздержаться от показа некоторых своих портретов — слишком много в них разоблачающих деталей.

Двойной перекрест

Выставка проходит в рамках «перекрестного года» культуры России и Испании. Коряво звучащее название прижилось в прессе, этим мы обязаны, судя по всему, дипломатическому прошлому министра культуры Александра Авдеева. В Париже подобные акции именуют l’anne croise, калька с французского и закрепилась в России, где 2010-й объявили Годом Франции (тогда и Год России прошел во Франции). Особенность испанского сюжета в том, что он совпал с итальянским: Апеннины тоже стали в 2011-м special guest, объявлены Год российской культуры и русского языка в Италии и Год итальянской культуры и итальянского языка в России.

Совмещение кажется странным, ведь выставочных и концертных площадок в Москве и Петербурге маловато даже по меркам среднеевропейского города, не говоря уже о столицах. Не зря публика начинает путаться. В интернете перепечатали заметку под названием «В Год Италии в России музей Прадо привезет свои шедевры в Эрмитаж». Возможно, это простая описка, но Фрейду она бы понравилась.

Желанию Кремля провести эти два мероприятия одновременно не помешали даже финансовые трудности партнеров: и Испания, и Италия живут в зоне повышенного риска, лишних денег нет, тем более на культурно-представительские расходы. Объявленные программы выглядят куце, если не сказать хаотично. Кажется, их составляли наспех, без продуманной концепции, а промышленно-деловая часть смотрится важнее, чем культурная.

48-2.jpg
Франсиско Сурбаран.
Распятие с донатором.
1640 г.

С другой стороны, было куда торопиться: карьера Берлускони висит на волоске, по следам его сексуальных похождений идет прокуратура. Отложи год итальянской культуры, и кто-то может не увидеть лучшего друга Сильвио на парадных мероприятиях.

«Перекрестные годы» склонны к внешним эффектам. Михаил Швыдкой, координатор проектов, еще на стадии подготовки говорил, что почти два сезона Королевского театра в Мадриде будут «фактически русскими сезонами»: постановки Дмитрия Чернякова, гастроли Большого и Мариинского театров, Новосибирского театра оперы и балета. Но русская активность в мадридской Опере вряд ли может считаться специальным проектом «перекрестного года», скорее это «проект» директора Жерара Мортье. Когда он руководил Оперой Парижа, то приглашал туда на постановку Чернякова, работал с Новосибирском. Неудивительно, что, возглавив Оперу Мадрида, Мортье решил продолжить сотрудничество.

48-3.jpg
Алонсо Санчес Коэльо.
Портрет инфант Изабеллы Клары Эухении и Каталины Микаэлы.
Около 1575 г.

Точно так же не выглядят эксклюзивом планируемые приезд итальянских театров на международный Чеховский фестиваль и День испанского кино на Московском кинофестивале. Тем не менее радует, что к нам приедут выставки Караваджо, Сальвадора Дали и современного искусства из барселонского музея MACBA.

Бедные родственники

В этих культурных обменах огорчает наша прибедненность, провинциальная скромность запросов. Да, французы в только что закончившемся культурном году предложили нам хорошую музыкальную программу, сопоставимую с тем музпарадом, что достался Парижу. Но наши выставки, подготовленные в 2010-м для Франции, были намного интереснее того, что французы показали в России. Шедевры древнерусского искусства экспонировались в Лувре, деревянная скульптура из Перми — в Лионе, сложнейший проект «Ленин, Сталин и музыка» — в парижском «Городе музыки»… Кроме программы Минкультуры на фестиваль актуальной русской культуры в том же Лионе €2 млн потратил Фонд Прохорова. А что увидели мы? Запасники музея Пикассо в Пушкинском музее (работы мэтра в это время экспонировались на многих мировых выставках). Рисунки из Лувра в Третьяковке в силу специфики отбора интересны скорее узким специалистам, чем публике. Небольшую выставку из Центра Помпиду в Эрмитаже.

Все это для России любопытно — и с посткубистским Пикассо у нас неважно, и графика, тем более XIX века, всегда интересна, и послевоенное искусство Франции в почете, поскольку собственные собрания бедны беспримерно, а из Помпиду привезли Дюшана и Сезара, Кляйна и Дюбюффе. Но вообще-то в год, официально объявленный Годом культурного обмена, публика может рассчитывать на что-то менее простодушное, чем выставка, сделанная на материале одной коллекции. Яркие проекты требуют участия разных собраний, где знание материала сопровождается точной концепцией, а каталог полон содержательными статьями.

Политический имидж нынешней России требует гораздо больших затрат на самопрезентацию за рубежом, чем имидж Франции, Испании и даже современной Италии. В ответ на выставку из Прадо Эрмитаж повезет в Мадрид 170 шедевров — не только живопись, но и золото скифов, скульптуру, прикладное искусство. Показывать их будут не три месяца, как испанцев в России, а пять (что наверняка скажется на доходах музея, который принимает выставку). Мигель Сурага, директор Прадо, пообещал отдать под шедевры все выставочные площади.

Означает ли это, что из-за неумения российских чиновников договариваться нашим партнерам по «перекрестному году» опять повезет больше? Или это нежелание — ведь официальные делегации будут курсировать в Италию и Испанию в любом случае? Эти поездки не остановятся из-за многочисленных накладок (даже найти достоверную информацию о программе «перекрестных годов» — дело непростое). Подобные акции в нынешнем виде напоминают о конъюнктурности культурных решений. Культуре, конечно, не впервой оказываться приложением к делам политиков и бизнесменов. Но надо уважать и ее собственные задачи.

В Третьяковской галерее 1 февраля должны были открыть выставку Антонелло да Мессины из музеев Сицилии, первое крупное событие Года Италии в России — как Прадо в Эрмитаже. В последнюю минуту вернисаж отменили без объяснения причин, дата нового не объявлена.




Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share