Нынешний год — дважды юбилейный для Ильи Кабакова. Знаменитый художник 20 лет назад уехал из СССР, а 30 сентября ему исполнится 75. В Москве открывается масштабная ретроспектива мастера. Московский концептуалист вместе со своей женой и соавтором Эмилией Кабаковой встречает юбилей в столице России
Вы предпочитаете не называть свою выставку «Ретроспективой »…
Она называется «Ретроспектива…», но на самом деле это не так. Мы считаем, что ретроспективу лучше не делать — ведь это подведение итогов, а значит — конец жизни... После такой выставки дальше очень трудно заниматься творчеством. А мы хотим показать, с чем работаем сегодня — то есть утопию, новый взгляд на историю искусства.
Помимо уже известных проектов вы представляете новую работу.
Это завершающая работа выставки — «Ворота». Ворота, ведущие в никуда, ведущие в другое пространство, может быть, в будущее, может, в жизнь после смерти, в четвертое измерение… На стенах висят картины с изображениями ворот, а посреди зала стоят ворота — очень красивый объект. Но вокруг него — барьер. Нам не суждено попасть в пространство за этими воротами, мы только можем его себе представить… «Ворота» продолжают утопическую тему выставки.
Нередко нынешняя российская реальность тоже превращается в утопию. Вам интересна проблема «новой утопии» в России?
Очень интересна. Но мы не хотим сами отвечать на этот вопрос. Поэтому мы ставим его перед теми, кто здесь живет. Поэтому мы отобрали и привезли сюда именно эти произведения. За 20 лет нами сделано около 300 работ, и мы могли бы привезти очень многие из них. Но идея этой выставки была именно в том вопросе, который вы мне задаете, — является ли утопия реальной? Хотя, конечно, утопия не может быть реальной — в этом парадокс. Но можно ли утопию приблизить к реальности?..
Наверное, Россия уникальна потому, что это единственная страна в мире, где попытались реализовать утопию. И когда я смотрю назад на Советский Союз, то понимаю, что это для меня уже реализованная утопия. Знаете, никогда не думала, что я это скажу, потому что для меня СССР был ужасным местом изза отсутствия свободы… Но какие-то вещи в СССР были очень хорошими! Бережное отношение к детям, к пожилым людям, понимание идеи самой утопии — это существовало! Дети уступали место старшим, а пожилые люди не просили милостыню, и за детьми и стариками смотрела хотя бы их семья! Откуда же сейчас возникло это невероятное, зверское отношение к людям? Почему машины несутся по дорогам на полной скорости и не пропускают пешеходов?! Я не хочу никому читать мораль. Я не задаю эти вопросы другим, я стала задавать эти вопросы себе, когда приехала и увидела ситуацию.
Нет молодых художников
Может ли на эту ситуацию повлиять государство?
Безусловно. Мы встречались с министром культуры и разговаривали о музеях: как сделать так, чтобы миллиардеры дарили музеям работы из своих коллекций? А сделать это очень просто. В Америке музеи полны произведений искусства, потому что их списывают с налогов: купи за $100 млн, подари музею — ты спишешь с налогов $100 млн. Что-то подобное можно сделать и в социальной системе.
Как вам кажется, должно ли государство поддерживать молодых художников — помочь им, например, подготовить выставку за рубежом?
Не думаю. Вы посмотрите на Францию: она заваливает деньгами своих художников последние 15 лет, но там совершенно нет хороших молодых авторов… У русских художников есть феноменальный advantage (преимущество) — то, что им дало прошлое.
Благодаря сильнейшему культурному прошлому, у них уже заранее есть уважение. И они должны использовать этот капитал. Российские музыканты и писатели сумели его использовать, а с художниками другая ситуация. Те, кто везде мелькает, отвратительного уровня, просто такой ширпотреб, что стыд и позор… А хорошие художники редко показывают свои работы. Потому что они работают в том контексте, который не очень понятен. Они очень сильно вовлечены в ситуацию, поскольку здесь феноменальная энергетика, здесь все время что-то происходит. Но, на мой взгляд, эта энергетика имеет одну проблему. Она — как шампанское: пьешь, пьешь, у тебя появляется в голове невероятная легкость, ты все можешь. Потом вдруг эта легкость прошла, ты отрезвел — а что, собственно, было? Ничего. И эта ситуация немножко опасна. Так что художник, безусловно, должен очень активно участвовать в международной жизни.
Вы следите за российской культурной жизнью?
В принципе — да, в деталях — нет.
Она вас радует, удручает? Вообще вызывает какой-то интерес?
Это очень сложный вопрос на самом деле. С политической точки зрения — да. С художественной точки зрения — и да и нет. Потому что искусство часто бывает очень локальным, а оно должно быть международным. И молодые ребята должны понять, что если их не признают, то им нужно понять, в чем причина.
Кого, на ваш взгляд, из нынешних наших художников (музыкантов, писателей…) можно «взять в будущее»?
Ну, тут я могу сказать так же, как когда-то сказал Илья: «В будущее возьмут не всех».1 А кого возьмут — это решать не мне.
Илья и Эмилия Кабаковы
Илья Иосифович Кабаков родился 30 сентября 1933 года в Днепропетровске. В 1957 году окончил Московский государственный академический художественный институт им. В.И. Сурикова по специальности графический дизайн. Как художник-иллюстратор с 1956-го Кабаков работал с детскими издательствами и журналами. В 60–70-е годы Илья Кабаков — одна из главных фигур московского сообщества художников и интеллектуалов, известных как Круг концептуалистов. Активный участник многих диссидентских художественных экспозиций. С 1988 года Илья Кабаков живет в Нью-Йорке. С 1989 года художник работает вместе с творческим партнером — женой Эмилией Кабаковой. За последние 20 лет Илья и Эмилия Кабаковы осуществили более 300 проектов. Сегодня Илья и Эмилия Кабаковы — самые знаменитые и востребованные русские художники, вошедшие в число классиков мирового современного искусства.
Выставка «Илья и Эмилия Кабаковы. Московская ретроспектива. Альтернативная история искусств и другие проекты» открывается 16 сентября на площадках «ВИНЗАВОДа », «Гаража» и в зале ГМИИ имени Пушкина.
_______________
1 «В будущее возьмут не всех» — знаменитая работа Ильи Кабакова, представленная на 49-й Венецианской биеннале в 2001 году.