В Москве состоялась выставка с говорящим названием «Пацаны», представленная новым движением молодых русских художников Gop-art. Цель движения — исследовать гопоту с точки зрения современного искусства, а современное искусство показать глазами гопоты.
Реальные пацаны
С гопниками каждый из нас знаком с детства. Уличная шпана, тесно связанная с криминальным миром, позаимствовала у последнего понятия зоны. «Реальных пацанов» отличает неповторимая манера одеваться: их стиль строится на сочетании спортивных штанов и классических ботинок, дополненных аксессуарами из кожи — кепками, куртками, барсетками, а прежде, например, мохеровой фуражкой. Гопник всегда «отвечает за базар», он абсолютно лишен пафоса и высокомерия. Ему чужды современные высокоинтеллектуальные теории и концепты, его взгляды на мир лишены заумных штампов, свойственных интеллигенции и «ботаникам». «Реальный пацан» — олицетворение здравого смысла и простоты. «Раз ночью я услышал один за другим до 15 свистов: гопники, пытаясь ограбить, избивали на площади перед собором прохожего» — этой записи из дневника Павла Филонова почти 70 лет. О гопниках знали все, но ни один словарь русского языка до начала XXI века определения слова «гопник» не содержал. Этимология его до сих пор вызывает споры. По одной из популярных версий, первые гопники появились в 20-е годы прошлого столетия в Петербурге, где открылись Городские общежития пролетариата (ГОП). Туда со всех концов города свозились беспризорники и местная шпана, промышлявшая уличными кражами и мелким грабежом. Их и прозвали гопниками.
Пока филологи искали гопникам место в словарях, интернет сделал из них предмет настоящего культа. Рунет пестрил фотографиями «реальных пацанов», которые «ботают по фене и отвечают за базар». Со временем в блогах появились целые сообщества, посвященные гопоте. В эпоху высоких технологий стало ясно: гопники в России, как плохие дороги и дураки, явление массовое и повсеместное.
Огородник и садовод
Однако о том, что огромная масса людей, представляющая современную гопоту, может обладать собственной культурой, никто не подозревал. Даже современное искусство, которому, казалось бы, не чужды никакие темы, гопоту обходило стороной.
Отверженные и высмеиваемые, гопники пришли в современное искусство сами. Их проводником стал питерский куратор и художник Кирилл Шаманов, создатель движения Gop-art, которое и представило в рамках биеннале молодого искусства «Стой! Кто идет?» выставку «Пацаны».
«Gop-art, как я его понимаю, ставит вопрос не о роли интеллектуала в обществе или массе, а о роли гопника (здравого смысла) в среде интеллектуалов, — говорит участник движения Gop-art художник Антон Кальгаев. — Это опыт понимания интеллектуала гопником, это взгляд огородника на садовода».
Идея создания движения родилась у Кирилла Шаманова в 2006 году. По словам художника, он сам — коренной питерский гопник. «Интеллектуал в России, как и интеллигент, выброшен в океан народного низа, — говорит Кирилл Шаманов. — Как диссиденты постигали народные понятия в тюрьмах, сегодня интеллектуалы и интеллигенты постигают народ через нищету и отверженность. Интеллектуалы в своем большинстве близки народу, ближе, чем власть и бизнес».
Юному Gop-art’у, конечно, пока далеко до легендарного Pop-art’а. Большинству участников движения нет и тридцати лет. Gop-art лишь набирает обороты, но его активисты уже сейчас уверены: они не только способны изменить отношение к гопникам, они могут пробудить интерес к современному изобразительному искусству. Гопник, по мнению молодых художников, — лучшая социальная почва для взращивания новой культуры. «Хватит философских страданий про утраченное русское самобытное искусство! — заявляет Шаманов. — Самостоятельные возможности формулировать простые истины у среды городских трущоб отрицаются снобистски настроенными интеллектуалами, хотя пример передвижников, отвергнувших академические институции и пошедших в народ, как и деяния мирискусников, основанные на тяге к народу и вниманию к его проблемам, дела не таких уж далеких времен. Однако это всего лишь шаги навстречу, но не диалог».
На выставке «Пацаны» Шаманов и компания останавливаться не собираются. Следующий после Москвы город — Ростов. Там «гоп-артисты» собираются продолжить культурные изыскания и примирить с помощью Gop-art’а Хёрста, Уорхола, Малевича, Родченко и Маяковского.
Народничество наоборот
Активисты Gop-art’а напоминают движение народников. Последнее появилось в годы переломных реформ Александра II, «гопартисты» родились и выросли в перестройку. Новое хождение в народ, конечно, совсем другое, ведь народная масса воспринимается как гопота, да и сам новый народник, как выясняется, часть этой массы, «коренной питерский гопник», пусть и окончивший философский факультет. Новые народники выросли среди народа, их «хождение» — это путешествие от «реальных пацанов» к интеллигенции, народничество наоборот. Поколение гопников-интеллигентов готово к диалогу. «Но диалог этот может состояться только в случае желания самого общества взглянуть на себя глазами городских трущоб», — добавляет Кирилл Шаманов.
Главный вопрос заключается в том, кому все это нужно. «Реальным пацанам»? Кажется, им до современного искусства дела нет. Может быть, Gop-art действительно нужен современной элитарной культуре, способной лишь к высокоинтеллектуальной рефлексии? Возможно, интеллигентам и интеллектуалам действительно пора посмотреть на себя глазами гопника, глазами «здравого смысла»? Горстке молодых художников предстоит доказать, что для гопника Гессе и Бодрийяр имеют такую же ценность, как новый мобильник и тонированная «десятка».
«Отношения, в которых сейчас находятся искусство и зритель, рождают, возможно, единственную здравую мысль — необходимость переговоров и примирения, — говорит Антон Кальгаев. — Примирения везде, и в самом художнике — в первую очередь». Оказавшиеся между интеллигенцией и гопотой, обществом признанным и обществом презираемым, молодые художники хотят примирить две эти крайности, помочь им найти общий язык.
Новое хождение в народ — это прежде всего их путешествие в глубь собственного «я», где уживаются гопник, философ и художник.