Неизвестный фотограф.
Период Мэйдзи (1868–1912). Девушка с зонтом дзяномэ-гаса |
Мэйдзи можно перевести на русский язык как «просвещенное правление». Именно этот период положил начало переходу от консервативного провинциального государства к крупнейшей мировой индустриальной и военной державе. Он совпал с рядом успешных войн, проведенных японской армией, в том числе Русско-японской войной 1904–1905 годов. Именно в этот период, когда правил император Мэйдзи, взошедший на трон в 14 лет, — его именем названа эпоха, — были заложены основы японского экономического чуда, о котором на протяжении ХХ века говорил весь мир. Тем любопытнее рассматривать представленные на выставке жанровые снимки (все они — часть коллекции Павла Хорошилова), запечатлевшие японцев, живших в непростую эпоху перемен.
Неизвестный фотограф. 1880-е гг. Сцена харакири по приговору суда
Самурайский кодекс
Первую камеру-обскуру в 1846 году привезли в Нагасаки голландские путешественники. В 1860-м в Иокогаме открылась первая фотостудия. А в 1867-м в Осаке насчитывалось 40 профессиональных фотографов, в Токио через десять лет их было уже 100. На выставке представлены только студийные работы, хотя, конечно, были распространены и пейзажные снимки, изображения Фудзиямы, буддийских храмов и священных дорог. Герои фотосюжетов представляют собой типажи Японии того времени. Самураи и монахи, домашние хозяйки и гейши, обитательницы чайных домов, странствующие паломники, акробаты, актеры, люди разных профессий. На выставке довольно много портретов самураев, в том числе совершающих обряд сэппуку. «Внешними отличиями самураев были особое платье, а также два меча, из которых один служил боевым оружием, а другой, более короткий, предназначался для совершения харакири. Харакири — один из своеобразнейших обычаев старой Японии (в буквальном переводе — вспороть живот), впрочем, сами японцы предпочитают употреблять однозначащее выражение «сэппуку», которое кажется им более элегантным», — писал М. Федоров в очерке «Япония и японцы» в 1905 году. Самурайская этика во многом определила черты национального характера японцев, позднее она же обосновывала поведение камикадзе. Многие из ее положений, сформулированные в кодексе Бусидо (что означает «путь воина»), кажутся актуальными до сих пор: следует взвешивать каждое слово и неизменно задавать себе вопрос, правда ли то, что собираешься сказать; в делах повседневных помнить о смерти и хранить это слово в сердце; обладающий лишь грубой силой не достоин звания самурая. Кодекс определяет и правила бытового поведения: например, возле своего дома самурай может соорудить скромный чайный павильон, в котором надлежит использовать новые картины-какэмоно, современные скромные чашки и нелакированный керамический чайник…
Самурайский кодекс на протяжении многих веков сохранял главный принцип «Вы можете потерять свою жизнь, но честь — никогда». Эти принципы легли в основу национального характера, а сами самураи в любой момент могли предпочесть лишение жизни собственному бесчестью — самоубийство никогда не считалось в Японии грехом. Бусидо говорил, что «путь самурая есть смерть». И если помнить этот тезис, то совсем иными глазами мы будем рассматривать и старинные японские фотографии, и оценивать современные события в стране.
Студия Ямамото. 1870-е гг. Паланкин
Жанр и символы
Все жанровые фотографии имели некую символику. Ее можно изучать, рассматривая, например, фотографию «Пожарный с шлемом в руке перед кустом хризантемы». Тушение пожаров ранее вменялось в обязанность воинскому сословию. Причем задача воина была не заливать пожар водой, а быстро разобрать строение с помощью мечей, чтобы огонь не перекинулся на соседние дома и не загорелся весь город (дома были построены из легких досок и бумаги). За поясом у самурая на снимке два меча, на шее подвешен специальный кожаный нагрудник, предохраняющий от искр. В руках он держит обыкновенный воинский шлем, к которому крепятся два длинных полотнища: ими обматывали лицо для защиты от огня и жара. Таких пожарных в Японии называли «черными коршунами». Пожарный стоит на разбросанном по полу студии дерне перед кустом хризантем. На лице суровая сосредоточенность, как будто он смотрит на пепелище, а хризантемы — это единственное, что уцелело после пожара.
Неизвестный фотограф. 1880- е гг. Кэндо. Пара фехтующих
Мужество, скрывающее нежность и созерцательность, подчеркивалось институтом гейш, обитавших в «кварталах развлечений», где отдыхали горожане. Обычно в гейши (с японского — «человек искусства») набирали девушек из бедных семей, которых обучали игре на музыкальных инструментах, хорошим манерам и вкусу. Прогулка гейши по городу в сопровождении служанки воспринималась горожанами как своего рода показ мод.
Кусакабэ Кимбэй (1841–1932).
Причесывание |
Махровой вишни, в полутьме,
Мне лепесток дала японка,
И расцвела весна в зиме…
Tweet