Циклоп. Ок. 1914 |
Одна из самых красивых пастелей Одилона Редона — «Женщина с полевыми цветами» — хранится в Эрмитаже. Ее купили в 1975 году у московского коллекционера. Кто знает, сколько еще неизвестного Редона в мире?
На выставке в парижском Гран-пале работы из Эрмитажа нет. Но и отобранных 180 картин и пастелей плюс сотня литографий хватило для сенсации. В таких объемах Редона не показывали в Париже уже полвека. В Гран-пале собрали и хрестоматийные вещи, и не выставлявшиеся раньше произведения.
Все фобии человечества
Безмолвие. 1911 |
Мистик и поэт, он уже в 17 лет определился с кругом своих интересов. Эдгар По, Шарль Бодлер, индийская поэзия — и одновременно Дарвин и последние открытия в науке. Ближайший друг, Арман Клаво, был ботаником, его пантеистические взгляды на мир повлияли и на Редона. Не отсюда ли обилие фантасмагорических существ в его искусстве, увлеченность сильноруким и большеголовым Калибаном* * Персонаж «Бури» Шекспира, дикарь, неподвластный влиянию цивилизации, символ естественного права. , отрубленной головой Голиафа и глазом Циклопа, который подобно воздушному шару плывет над землей?
В первых залах выставки, посвященных графике, царит полутьма. 50 люксов — техническое требование для показа хрупких рисунков углем, но одновременно и самая подходящая атмосфера для чудовищ разного калибра. Кажется, Редон любит все то, что в других может вызвать отвращение. Пауки у него улыбаются и плачут, в иных существах исследователи готовы обнаружить все фобии человечества, от вампиризма и кастрации до каннибализма — кажется, что он предвидел, какой сетью предрассудков и бессознательного ужаса будет окутан мозг «массового» человека в начале XXI века. Метафорой мира у него становятся и человек, и насекомые. Тело подвергается постоянным трансформациям, сокращается до какой-нибудь одной части, необязательно большой, как голова, можно и до глаза. А подписи? Они способны свести с ума не только буржуа: «Глаз, как странный шар, направляется в бесконечность», «Смеющийся паук». Но уже в 90-е — взрыв красок. «Я сочетался браком с Цветом», признавался Редон. «Выглядит чудом, неразрешимой тайной, что такая тень породила впоследствии такой свет», — говорит куратор выставки Родольф Рапетти.
Пегас и змей. Ок. 1907
Зыбкий мир
Дух дерева. 1881 |
На год младше Сезанна и на полгода старше Клода Моне, Редон принял участие в последней выставке импрессионистов. Правда, была ли восьмая выставка полноценной? Ренуар, Моне, Кайботт и Сислей от участия отказались — вероятно, из-за присутствия работ Гогена, Сёра и Синьяка. Отцам-основателям не нравились новые веяния в искусстве. В итоге слово «импрессионизм» с афиш убрали, осталось просто: «Восьмая выставка картин».
Кактус. 1881 |
Вряд ли бы Редон нервничал из-за соседства с кем-либо в выставочных залах. Как критик, он был дружелюбен к коллегам, и вообще был светский человек, а не затворник. Посещал знаменитые «вторники» своего друга, поэта и критика Стефана Малларме, и парижские премьеры труппы Дягилева, сидел в партере, сверкающем бриллиантами дам, рядом с Аполлинером и Прустом, коллекционером и покровителем искусств Монтескью и светской красавицей графиней Грефюль. В свое время Дягилев воспроизвел в «Мире искусства» работу Редона. Когда возник скандал после премьеры в 1912 году балета «Послеполуденный отдых фавна», Дягилев прислал в гневающееся «Фигаро» письма Родена и Редона. Последний, защищая поиски русского балета, ссылался на авторитет Малларме, чья эклога легла в основу балета Дебюсси и Нижинского.
Нижинский, с его иным, не общепринятым чувством формы, был Редону близок. «Мои рисунки внушают, а не определяют. Они ничего не устанавливают, как и музыка, они переносят нас в зыбкий мир неопределенного» — писал Редон в статье о живописце и графике Анри Фантен-Латуре.
Сита. 1893 |
«Я уверен в том, чего не сделаю, но не в том, что даст мне мое искусство», — заметил он однажды. Это похоже на вечное правило искусства: хорошее произведение «должно превзойти цель, которую ставит художник» (из того же письма Шарлю Морису в сентябре 1911 г.). В случае Редона правило действует в чистом виде: автор никогда не знает, чем окончится путешествие в неизвестность.
Одилон Редон (1840–1916) —
французский живописец, график, декоратор, один из основателей символизма. Родился в Бордо. Его творчество искусствоведы делят на два периода — «черный», когда он занимался литографией (серии «В мире мечты», 1879, «Эдгару По», 1882, «Ночь», 1886, «Апокалипсис свыше Иоанна», 1889), и «цветной», когда увлекся живописью.
Tweet