Испанские изгнанники-республиканцы во Франции. 1939
Обратная сторона войны. На русском языке вышла книга воспоминаний одного из самых знаменитых фоторепортеров ХХ века американца Роберта Капы «Скрытая перспектива» — взгляд на Вторую мировую войну со стороны союзников, открывающий малоизвестные страницы жизни второго фронта
Роберт Капа стал первым американским фоторепортером, погибшим во Вьетнаме: в мае 1954-го подорвался на противопехотной мине, снимая операцию французских солдат против северовьетнамских партизан. «Если снимок не получился, значит, вы недостаточно близко подошли», — говорил он. Все его фотографии всегда были сняты на передовой, лицом к лицу с трагедией, в них всегда обжигало дыхание войны.
Роберт Капа. «Скрытая перспектива».
Издательство «Клаудберри», СПб, 2011 |
Нам катастрофически не хватает актуальных западных книг на русском языке. Не банальной беллетристики, а именно «установочных» книг, тех, которые должен знать каждый интеллектуал — подобных изданной ныне «Скрытой перспективе». С одной стороны, это классическая книга о фотографии, написанная выдающимся фотографом. С другой — очень хорошая проза, которая к фотографии имеет, можно сказать, косвенное отношение.
Роберт Капа (настоящее имя Эндре Фридман) мечтал быть журналистом и писателем. В 17 лет его выслали из Венгрии за революционные настроения. Он очутился в Германии, где стал изучать журналистику и социологию. Случайно устроился лаборантом в фотоагентство «Дефот» — там и зародилась его страсть к фотографии. В 1932-м состоялся его первый репортаж — съемка митинга в Копенгагене, где он фотографировал Троцкого. Он сделал тогда сенсационные фотографии. С тех пор в его работах сохранилась главная особенность — он всегда не просто свидетель, а как будто участник событий, так силен эффект присутствия.
Когда в Германии оставаться было нельзя, он отправился завоевывать Новый Свет, уже под псевдонимом Роберт Капа, придуманным его возлюбленной Гердой Таро. В 1937 году она погибла под гусеницами танка в Испании, где также была фоторепортером… На гражданской войне в Испании Капа сделал свой, наверное, самый знаменитый снимок — «Смерть республиканца». В камеру репортера попал момент, когда ополченец падает, сраженный пулей противника.
Разные стороны войны
«Скрытая перспектива» начинается с рассказа о том, как ранним утром автор получает три письма. Два из них напоминают о долге за электричество и запрете выезжать из Нью-Йорка, третье — из редакции журнала Collier, о том, что редакция считает его гениальным военным фотографом и срочно нуждается в его услугах. Завязка книги — как начало приключенческого романа. Идет 1942 год. Выполняя заказы разных изданий, Капа сумел посмотреть на Вторую мировую с разных сторон: он снимал в Англии, в Северной Африке, в Италии, Франции и Германии. Именно по его фотоснимкам Америка узнавала о том, что происходило на фронте. «Если уж участвовать в этих похоронах, поклялся я себе, то не в роли постороннего», — замечает автор в начале книги, когда фотографирует погибших летчиков.
Смерть республиканца. Испания, 1936
Можно сказать, это был его главный принцип: всюду, где он оказывался, Капа всегда становился своим. Биография фотографа — сама почти кино (кстати, он мечтал, чтобы по его книге был снят фильм). Дружба с Хемингуэем (он называл его, как многие, Папой, что приводило к курьезам: когда он навещал писателя в госпитале, местный персонал стал называть его «мистером Каппой Хемингуэем») и Стейнбеком, роман с Ингрид Бергман (на которой он должен был жениться), создание, совместно с Картье-Брессоном, легендарного агентства Magnum.
Джон Стейнбек писал: «Капа знал, что искать и что делать с находками. Он понимал, например, что невозможно сфотографировать войну, потому что война — это прежде всего внутреннее состояние, эмоция. Но он снимал проявление этого внутреннего состояния. Например, тот ужас, который испытывал целый народ, он показывал отображенным на лице ребенка…»
Место гибели Роберта Капы во вьетнамской провинции Тхайбинь
«Скрытая перспектива» написана ироничным языком — именно ирония, умение подметить точные и смешные детали, отличает его авторский почерк. На линии фронта группа журналистов, среди которых были Капа и Хемингуэй, попала под обстрел. Волна от удара бомбы подкинула писателя и бросила в канаву. Но Хемингуэй вскочил и яростно побежал к спрятавшемуся в укрытии фотографу: «Не столько из-за немцев, — иронично отмечает Капа, — сколько из-за того, что я в критический момент бездействовал, вместо того чтобы заполучить шанс первым сделать снимки бездыханного тела знаменитого писателя».
Благодаря его снимкам и точным, емким описаниям мы можем составить себе четкое представление о боевых действиях второго фронта, о войне в Сахаре и Италии, о высадке в Нормандии, об освобождении американскими войсками Парижа. И о самом авторе — невероятно наблюдательном, все видящем и понимающем, фантастически талантливом.
Tweet