#Ирену Лесневскую поздравляют

Погром среди ясного неба

2011.06.18

Как уживаются в Египте мусульмане-сунниты и христиане-копты

40-2.jpg
Христиане-копты митингуют перед зданием ТВ в Каире, требуя объективного освещения ситуации в коптских районах

Погром среди ясного неба. Четыре месяца назад «февральская революция» на берегах Нила опрокинула 30-летний режим Хосни Мубарака. Еще через три месяца пройдут всеобщие выборы. Но в промежутке между старой и новой жизнью из Египта пошли сообщения о христианских погромах в разных частях страны. Как на самом деле уживаются здесь мусульмане-сунниты и христиане-копты — The New Times решил увидеть своими глазами

Первое, что бросается сегодня в глаза в египетских городах, включая Каир, — полный хаос на дорогах. Правил дорожного движения нет — уличный трафик саморегулируется с помощью фар, клаксонов и непереводимых местных идиом. Впрочем, все это можно было встретить и раньше, до революции. А вот чтобы местная молодежь, высунувшись из машин, показывала блюстителям порядка обидные жесты — нет, такого не припомнишь. Население избавилось от страха перед карательными органами. Полицейские, включая дорожных, стали изгоями. Все они при Мубараке выполняли функции цепных псов режима и теперь получают за это сполна.

В некоторых районах Каира обычный полицейский нынче не рискнет появиться без сопровождения военных, иначе можно получить порцию тумаков. А уж положение тех, кто при Мубараке занимался политическим сыском и репрессиями, совсем никудышное: в Александрии разгневанная толпа сожгла дом и машину сотрудника местных спецслужб, отличавшегося до революции особым рвением в борьбе с «экстремистами». По стране идет волна судов Линча. От особо одиозных активистов бывшего режима отрекаются их семьи и родители, а на Востоке — это хуже смерти. Поэтому сейчас функции полиции по большей части несет армия — ее авторитет в стране по-прежнему непререкаем. Военные неплохо справляются с дополнительными обязанностями: за время пребывания в Египте ваш автор ни разу не столкнулся с грабежами или мародерством. Впрочем, в этом заслуга не только армии. Многие египтяне не без удивления говорят: население в массе своей стало сознательнее, дисциплинированнее. До революции, вспоминают каирцы, мусором был завален весь город, сейчас стало куда чище**О революционных событиях в Египте The New Times писал в № 3 от 31 января 2011 г., № 4 и 5 от 07 и 14 февраля 2011 г..

Армейские патрули стали в Каире обыденным явлением и на правом берегу Нила, где находятся районы компактного проживания египетских христиан-коптов. Минувшей весной здесь, как и в других коптских анклавах Египта, произошли ожесточенные столкновения на конфессиональной почве, зачинщиками которых были отнюдь не копты.

Как разгорался огонь

23 февраля в городе Асьют, в 350 километрах от Каира, был найден с множественными ножевыми ранениями и перерезанным горлом местный священник Дауд Бутрос. Полиция поспешила списать это на ограбление, хотя свидетели видели группу людей в масках, выходившую из квартиры священника с криками «Аллах акбар!» Но в ночь с 4 на 5 марта произошло то, что на бытовуху никак не спишешь: 4-тысячная толпа мусульман напала с «молотов-коктейлями» на дома христиан и христианскую церковь Св. Мины и Георгия в деревне Суль, в 30 км от Каира, и сожгла их. Многие христианские семьи были вынуждены бежать из деревни. В 7 км от деревни стояла армейская часть с танками, но военные не пришли на помощь.

В Египте самые серьезные столкновения
между мусульманами и христианами произошли в Эль-Кошехе (в 440 км от Каира) в 2000–2001 годах. Тогда мусульмане подожгли коптскую церковь и 35 домов. Погиб 21 человек. В 2006 году террорист-самоучка, которого потом объявили одновременно и пьяным и сумасшедшим, напал на три церкви в Александрии. Погиб 1 человек, пострадали 16.

Весь март тысячи коптов митинговали в Каире. Во время одного из митингов они были атакованы мусульманами, в ход пошли камни, ножи и огнестрельное оружие. К 9 марта число погибших в боях в Каире достигло 13 человек и 140 были ранены. 16-го в события вмешалась армия, но сначала — на стороне мусульман. Колонну коптских демонстрантов, которая шла по улицам к зданию государственного телевидения в Каире, встретили ряды солдат, которые сначала открыли огонь в воздух, а затем начали избивать коптов дубинками… И только в середине апреля в генштабе прошло совещание, на котором армейское руководство потребовало от командиров патрульных частей «соблюдать строгий нейтралитет» и «пресекать насилие, от кого бы оно ни исходило».

40-1.jpgХристиане-копты
сейчас, по разным данным, составляют примерно 5–8% от 83-миллионного населения Египта. До прихода к власти в 1952 году Гамаля Абдель Насера, их было больше — 10–20% населения. В XIX — первой половине XX века, так называемом Золотом веке коптов, египетские христиане процветали экономически. В их руках было сосредоточено до 50% благосостояния страны. При Насере копты были отстранены от руководящих должностей. Также был введен запрет на строительство церквей, а земли и имущество уже существовавших были конфискованы государством. Тогда многие копты вынужденно эмигрировали в Австралию, Северную Америку и Европу. До сих пор копты с большим трудом добиваются разрешения на строительство новых храмов.
Нажмите, чтобы увеличить

Бедным нечего делить

«Народ Египта получил то, что желал: Мубарак ушел. Теперь люди хотят, чтобы новая власть решила их проблемы, — разъясняет попутчик, интеллигентный школьный учитель Мустафа, пока мы с ним трясемся в рейсовом автобусе на пути в Мерса-Матрух, что к западу от Александрии. В пути показывают телевизионный спектакль, высмеивающий Мубарака, его семью и окружение: оперативно, что говорить, сработали телевизионщики. — Большинство населения Египта живет у черты бедности, это отодвигает на второй план даже тему Палестины и Израиля, которая всегда была важна для египтян, не говоря уже о каких-то ссорах на религиозной почве».

Поэтому в бедных городах, где велик процент коптского населения, таких как Кена или Мерса-Матрух, волнения на религиозной почве сразу же удалось загасить. А вот в зажиточном Гелиополисе, районе Каира, где немало богатых домов принадлежит коптам, банды погромщиков с разной степенью активности орудовали несколько недель кряду — покончить с волнениями удалось лишь к началу мая. «Сегодня военные взяли под защиту всех коптов — и бедных, и богатых, — говорит Мустафа. — Любые призывы к насилию пресекаются в зародыше».


Многие видят в погромах наследие прошлого, когда мусульман и христиан стравливали то власть, то пришлые экстремисты


Но почему вообще произошли столкновения — сейчас, после революции? Многие египтяне видят в этом тяжкое наследие прошлого, когда людей стравливали между собой — то власть, то пришлые экстремисты**В предпоследний раз крупные волнения на религиозной почве прокатились по Египту в 2009 году..

Змей над городом

Маншият-Наср (Мусорный город) — коптский анклав на окраине Каира, на правом берегу Нила. Здесь придумали автономную систему безопасности: квартал поделили на секторы, над каждым на определенной высоте парят воздушные змеи. Если где-то поднимут голову погромщики, змей поднимется еще выше в небо, и жители других секторов поспешат на помощь или позовут солдат — ведь мобильные телефоны здесь есть далеко не у всех, а память о мартовских столкновениях с мусульманами еще свежа. Сейчас в Маншият-Наср спокойно. Тем не менее проходы из одной части квартала в другую контролируются местной полицией и службой безопасности. То и дело попадаются наспех воздвигнутые баррикады и импровизированные блокпосты. Возле одного из них глаз выхватил в сумерках каморку, а в ней — накрытую грязной простыней стойку с автоматами. «Сюда нельзя», — сразу отодвинул любопытного иностранца возникший как из-под земли охранник. У всех жителей Маншият-Насра — пропуска и внутренние паспорта. «Армия хоть и гарантирует нам безопасность, мы все равно ждем новой беды», — признается 35-летний местный житель Малик.

Чего не было…

Кена, столица одноименной египетской провинции, находится примерно на полпути между Каиром и Асуаном, на правом берегу Нила. Копты составляют более четверти 4-миллионного населения города, однако, в отличие от Каира, они живут здесь не в собственных анклавах-гетто, а вперемешку с мусульманами. Церкви и мечети, стоящие по соседству, — в Кене обычная картина. Дети из коптских и мусульманских семей вместе играют на улицах, молодежь сидит смешанными компаниями в кафе и чайных, старшее поколение работает бок о бок на предприятиях. Серьезных противоречий между жителями, исповедующими разные религии, никогда не было.

Но в начале мая из Кены стали поступать тревожные новости: в городе растет напряженность. Потом пошел поток сообщений — особенно отличился телеканал «Аль-Джазира» — о христианских погромах и начавшемся в регионе… исламском восстании.

Заправившись таким информационным топливом, едешь в Кену с готовностью к работе в жестких условиях, ожидая увидеть толпы людей под зелеными флагами, стрельбу и картины сгоревших церквей. Но реалии оказываются совершенно иными.

…и что было

Местный бомбила, тут же угадав во мне журналиста, весело огорошил информацией, что «все самое интересное уже закончилось». «Что закончилось?» — «Революция закончилась». — «А исламское восстание?» — «Какое исламское восстание?» — «В Каире говорят, что здесь исламское восстание». — «Аль-Джазира» говорит?» — «Да». — «Fucken channel!»

40-4.jpg
Армейский патруль возле церкви Св. Марии в густонаселенном каирском районе Имбаба

Действительно, на город, где полыхает восстание, Кена явно не походит. Скорее видишь картину, типичную для Египта: солдаты и бронетехника у всех мало-мальски значимых объектов, прохожие подкармливают солдат лепешками и шоколадками. Незнакомый старик в чайной машет рукой: «Заходи». Заводим разговор. «Погромы? Какие погромы? Вон у него сосед христианин, они вместе работают, дружат семьями, как они могут друг друга ненавидеть и убивать?» Версия событий, рассказанная в чайной и позже подтвержденная многими другими жителями города, как мусульманами, так и, с некоторыми оговорками, коптами, в корне отличается от того, что писали и передавали мировые СМИ. В феврале прежний губернатор Кены был смещен военными, из Каира прислали нового — Имада Михаила, христианина. Это действительно возмутило часть мусульман. Но куда больше жителей возмутило то, что Михаил оказался потомственным офицером полиции, верно служившим старой власти. Начались протесты, к которым, кстати, подключились и местные христиане-копты. К тому же Михаил оказался никудышным управленцем: за четыре месяца опустошил городскую казну, нараздавав подрядов неведому кому. Народ вышел на улицы, устроив местную «площадь Тахрир». Ситуацию опять спасла армия: Михаила сместили, народ успокоился. Помимо губернатора была уволена вся полицейская верхушка, да и прочие кадры основательно почистили. Полицейских от греха подальше с улиц убрали вообще — их обязанности теперь исполняют армейские патрули.

«Протесты в Кене были, но их причиной была социальная политика, — разъясняет преподаватель местной гимназии 47-летний Амр. — Кому-то хочется разговорами о «христианских погромах» и «исламских восстаниях» дискредитировать порыв египтян к свободе и справедливости. Но Египет находится на верном пути».



40-3.jpg«Копт» —
по-араб. «купт», происходит от греч. «эгиптос». Коптская церковь основана апостолом Марком в 42 году н.э. в Александрии. Потомки первых христиан в Египте затем быстро распространились по стране с основанием анахоретских и монашеских общин. Коптская церковь признает только одну природу Христа — божественную. Откололась от православной церкви после Халкидонского Вселенского собора, осудившего в 451 году монофизитство коптов. Во главе коптской церкви стоит патриарх, в настоящее время Шенуда III, резиденция которого находится в Александрии.





Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share