Иерусалимский храм. Современная реконструкция
В еврейском календаре есть три недели, когда иудеи читают «Плач Иеремии» и поминают разрушение Иерусалимского храма, горечь рассеяния, столетия скитаний, отмеченные погромами и унижениями, которые закончились Холокостом. Этот период, бейн ха-Мецарим, буквально «между теснин», начинается 17 числа месяца таммуз и заканчивается 9 числа месяца ав, или августа. Этот день, отмеченный таким же строгим постом, как и в Судный день, стал для евреев символом всех преследований и несчастий, выпавших на их долю.
Совершил Господь гнев Свой, излил ярость гнева Своего
и зажег на Сионе огонь, который пожрал основания его.
Не верили цари земли и все живущие во вселенной,
чтобы враг и неприятель вошел во врата Иерусалима.
Все это — за грехи лжепророков его, за беззакония священников его,
которые среди него проливали кровь праведников; бродили как слепые по улицам, осквернялись кровью, так что невозможно было прикоснуться к одеждам их.
«Плач Иеремии», 4:11-14
Свадебный камень. 1700 г.
В Музее Израиля в Иерусалиме хранится на первый взгляд странный экспонат из Германии — большой грубоватый камень из красного песчаника с высеченной в центральном медальоне восьмиконечной звездой и еврейскими буквами вокруг. Медальон окружают мотивы, символизирующие изобилие, процветание и богатство. Этот камень был специально замурован во внешнюю стену синагоги немецкого города Бинген, чтобы во время свадебной церемонии женихи разбивали о него стеклянный бокал в память о разрушении Иерусалимского храма. В наши дни таких специальных камней уже нет, и современный жених просто наступает на бокал ногой. Этот парадоксальный обычай призван пробудить в человеке память о национальной трагедии даже в самые радостные моменты жизни.
Святилище
Разведчики возвращаются с плодами
Святой Земли. 1806. Базель
Считается, что именно в ночь на 9 ава 2449 года от Сотворения мира (то есть в 1312 году до н.э.) из разведки вернулись те 12 человек, которых Моисей, выведший евреев из египетского плена, отправил исследовать землю Ханаан. Как говорится в ветхозаветной книге «Числа», они исказили образ Святой земли и убедили народ в том, что все попытки заселить ее обречены на провал. Евреи вняли рассказу разведчиков: «и зарыдала вся община, и плакал народ в ту ночь», сокрушаясь о том, что покинул Египет. Увидев слезы, Всевышний, как описывается в Мидраше*, обратился к своему народу: «Сейчас вы плачете без всякой на то причины, не желая выполнять Мою волю. За это я сделаю так, чтобы у вас появилась причина для плача в этот день. Он станет днем несчастий».
Так в наказание за слабость и неверие Всевышний решил заставить поколение Исхода закончить свои дни в пустыне и пустить свой народ в Святую землю лишь после сорокалетних скитаний. А вот главным несчастьем, случившимся в этот день, евреи до сих пор считают разрушение Иерусалимского храма. Причем дважды — царем Навуходоносором в 586 году до н.э. и легионами Тита в 70 году н.э.
Франческо Хайес. Разрушение Иерусалимского храма. 1867
Иерусалимс-кий храм. Конец. XV в., Италия
Роль Храма в жизни еврейского народа огромна. Первоначально он был разборным, передвижным и назывался Скиния по-гречески, или Мишкан — на иврите. В течение сорока лет он передвигался вместе с народом по пустыне и возводился на стоянках. Впоследствии архитектура Скинии легла в основу стационарного Храма, задуманного царем Давидом и построенного его сыном царем Соломоном в 957–950 годах до н.э. в Иерусалиме на горе Мориа.
Храм был символом монотеизма и религиозным центром, вокруг которого постепенно сплотились двенадцать колен Израиля. На Храмовой горе приносились жертвы. Большая часть заповедей, упомянутых в Пятикнижии, относится именно к ритуальным законам жертвоприношений, архитектуре Храма, облачению и служению священников и левитов. На его территории заседал и суд — Синедрион, выносивший общенациональные решения.
Но главное, Храм был знаком божественного присутствия среди народа Израиля. Как сказано в Пятикнижии: «И построят Мне святилище, и буду пребывать среди них». В его Святая Святых хранился Ковчег Завета с скрижалями, на которых были начертаны десять заповедей. По преданию, предвидя катастрофу, евреи спрятали его в специальном тайнике, местоположение которого до сих пор не известно.
Разрушен дважды
Навуходоносор отомстил иудейскому царю Седекии за попытку объявить отделение Иудеи от Вавилона — от Храма не осталось камня на камне. Вавилоняне перебили большинство жителей Иерусалима, а оставшихся взяли в плен и угнали в рабство. Храм был восстановлен лишь 70 лет спустя, в 516 году до н.э., когда после завоевания Вавилонии персидский царь Кир Великий разрешил изгнанникам вернуться в Иудею.
Деталь рельефа арки Тита с изображением трофеев из Иерусалимского храма. I в. н.э.
Интересно, что именно с восстания началось и второе разрушение Храма. В 66 году н.э. иудеи взбунтовались против Римской империи. В ходе так называемого Великого восстания иудеев в Иерусалиме был уничтожен римский гарнизон. Император Нерон бросил на подавление восстания большие военные силы во главе с военачальником Веспасианом. Для римлян это было принципиально важно, поскольку Иудея занимала тогда стратегическое положение между Сирией и Египтом.
Серебряная монета времени правления
императора Веспасиана, 69–70 гг. н.э.
Иудея здесь аллегорически изображена
в виде пленницы со связанными за спиной руками.
Разгромив повстанцев в Галилее, легионы Веспасиана осадили Иерусалим. Город был хорошо укреплен, имел обильные запасы продовольствия, а также опытных и смелых защитников. Поэтому осада была делом далеко не простым. К тому же она затянулась из-за политических событий в Риме: после смерти Нерона в 68 году в течение года сменилось три императора. И лишь в начале следующего года восточные легионы провозгласили императором Веспасиана. Весной 70 года сын Веспасиана Тит перешел в наступление. Осада продолжалась около пяти месяцев. Несмотря на огромное численное превосходство противника, евреи сражались храбро и отчаянно. Однако город пал, был разграблен, жители убиты либо проданы в рабство. По приказу Тита Храм сожгли. Его, как и весь город, сравняли с землей, оставив несколько башен и западную стену, то есть внешнюю стену Храма, окружающую западную часть Храмовой горы. Это и есть знаменитая Стена Плача. В честь победы над Иерусалимом в Риме возвели специальную триумфальную арку — так называемую арку Тита.
Плач пророка
Разрушения Храма, как и исход из Египта, стали важнейшими элементами еврейской коллективной памяти. Ежедневная молитва начинается с просьбы о восстановлении Храма. Целый ряд обычаев призван поддерживать воспоминание о нем. При отделке интерьера дома оставляют неоштукатуренный квадрат со стороной пятьдесят сантиметров — он должен напоминать своей грубой фактурой о том, что Храм до сих пор не отстроен. В память о разрушении Храма обычное застолье не сопровождают игрой на музыкальных инструментах, исключение составляют только торжественные случаи. Женщина не должна надевать одновременно все имеющиеся у нее украшения, от какого-нибудь ей нужно отказаться в знак памяти о постигшей евреев утрате.
Кинот (траурные элегии). Открытка с картины Л. Гурвича.
В Талмуде говорится: «Как только начинается месяц ав, уменьшают веселье». Пост Девятого ава (на иврите — Теша бэ-Ав) длится сутки. В течение этого времени действуют особые ограничения, настраивающие на траурный лад. Накануне устраивают так называемую разделительную трапезу: каждый ее участник сидит отдельно от других на полу или на низкой скамье, как это делают скорбящие. Среди угощений — одно сваренное вкрутую яйцо и хлеб, который обмакивают в пепел. С заходом солнца — дополнительные запреты: нельзя есть, пить, мыться, носить кожаную обувь, вступать в супружескую близость. В синагогах в этот день горит приглушенный свет, тихо читаются особые траурные элегии, а также книгу «Плач Иеремии». На иврите она называется Эйха и повествует о разрушении Первого Храма вавилонянами, об ужасах осады и разграбления Иерусалима и крушении некогда великой столицы. «Эйха» — это эмоциональное горестное восклицание, похожее на русское «О, как…» Обычно с этого возгласа начинаются книги трагического содержания. Пророк Иеремия предвидел разрушение Первого Храма и был свидетелем этих страшных событий. «Я — муж, видевший муки от жезла гнева Его. Меня повел Он и угнал во тьму, а не во свет. (3:1-2)» Удивительный по красоте и внутренней силе текст построен на метафорах, связанных с драматическими женскими образами — страдающая, покинутая, обманутая, овдовевшая женщина, мать, невеста. Ключ к этим образам лежит не в последнюю очередь в грамматике иврита. Дело в том, что слова «город», «Иерусалим», «Иудея», «Сион» на иврите — женского рода. Поэтому естественными становятся такие традиционные библейские сравнения драматических отношений народа Израиля с Богом, как возлюбленных, невесты и жениха, жены и мужа. «Какое приведу тебе свидетельство и чему уподоблю тебя, дочь Иерушалаим? С чем тебя сравню, чтобы утешить тебя, дева, дочь Цион? Ибо, как море, велико разрушение твое. Кто исцелит тебя?» (2:13) Второй основной мотив «Плача» — контраст между былым величием и произошедшим падением, между почетом и позором, богатством и разорением, достоинством и унижением Иудеи. Произведение огромной нравственной силы, «Плач Иеремии» вошел в сокровищницу мировой литературы.
Плата за слабость
Многие трагические события произошли 9 ава по еврейскому календарю. На этот день выпал и трагический финал изгнания евреев из Испании в 1492 году, во многом изменивший ход еврейской истории. Тогда король Фердинанд и королева Изабелла, находясь под влиянием инквизиции, издали указ, требующий от евреев либо в три месяца покинуть Испанию, либо принять крещение. Диаспора разделилась на две группы: тех, кто остался верен иудаизму, и тех, кто под давлением принял другую веру — так называемые «новые христиане», или «конверсос». Испанцы презрительно называли их «маранами», то есть свиньями. Но многие и под страхом смерти продолжали следовать заповедям иудаизма. Изгнанникам же было запрещено брать с собой любое имущество, кроме еды. Большинство стран отказывалось принимать беглецов, и они погибали от голода, болезней и рук разбойников.
Стена Плача. Фотография около 1900 г.
Так сложилось, что в истории еврейского народа 9 ава много раз было отмечено как трагический день — день больших несчастий и глубокого горя. Вспоминая в этот день разрушение Храма, рассеяние, скитания, преследование за веру, погромы и величайшую трагедию ХХ века — Холокост, евреи никогда не теряли надежды. И эта надежда на будущее преображение во все времена сопровождала 9 ава и была для народа источником духовной силы.
Известный историк Иосиф Флавий (ок. 37 — ок. 100)
в своем сочинении «Иудейская война» утверждает, что римские легионеры сожгли Храм по собственной воле, а не по приказу Тита. И похоже, делает он это неслучайно. Ему, еврею по происхождению, во время Великого восстания иудеев была поручена оборона Галилеи. Набрав 10 тыс. человек, Йосеф бен Матитьяху организовал оборону нескольких крепостей, которые все же пали в 67 году н.э. под натиском римлян. В последней — Йотопате — Иосиф продержался 47 дней, а затем спрятался с 40 товарищами в пещере, вырытой под цистерной. Не желая сдаваться, они убивали друг друга по жребию. В живых в итоге остался Иосиф и его товарищ, которого он все же убедил сдаться. В плену он удачно предсказал Веспасиану императорскую власть, за что тот сделал прозорливого еврея приближенным сына Тита.
Еврейский календарь — лунно-солнечный. Каждый из 12 месяцев (или 13, если год високосный) начинается в новолуние, как и еврейский Новый год, который празднуют два дня подряд с началом осеннего месяца тишрей, приходящегося на сентябрь-октябрь.
Что случилось 9 ава:
135 год — разгром антиримского восстания иудеев, названного по имени его лидера Шимона Бар-Кохбы. Только в ходе боев римляне разрушили 50 крепостей, уничтожили 985 деревень и убили 580 тыс. человек. Многие погибли от голода, болезней и пожаров. Эта трехлетняя Иудейская война закончилась падением крепости Бетар в Иудейских горах и массовыми репрессиями против евреев.
1095 год — папа Урбан II объявил о начале первого крестового похода, в результате которого убиты десятки тысяч евреев и уничтожено множество еврейских общин.
1146 год — во время второго крестового похода были организованы погромы в еврейских общинах Германии и Франции.
1290 год — начало изгнания евреев из Англии.
1306 год — на следующий день был издан указ об изгнании евреев из Франции, причем все свое имущество они должны были оставить.
1348 год — европейских евреев обвинили в организации одной из крупнейших в истории эпидемий чумы («Черной смерти»). Это обвинение привело к жестокой волне погромов и убийств.
1492 год — изгнание евреев из Испании.
1555 год — евреи Рима переселены в первое в истории гетто.
1648 год — резня евреев в Польше, на Украине и в Бессарабии, устроенная Богданом Хмельницким и его сподвижниками.
1882 год — в России начались погромы еврейских общин в пределах черты оседлости.
1914 год — начало Первой мировой войны.
1942 год — началась депортация евреев из Варшавского гетто и открытие лагеря смерти в Треблинке.
* Раздел Устной Торы, которая входит в еврейскую традицию наряду с Торой Письменной.