#Культура

Капреализм

2011.08.19 |

Александр Шаталов


46-1.jpg
Картины Константина Латышева включают в себя текст, который избавляет художника от необходимости придумывать названия

Свобода потребления. В московской «Айдан-галерее» открылась выставка Константина Латышева «Комментарии» — серия работ о российской карнавальной политической жизни. The New Times разбирался, за что художник не любит политиков и олигархов

Работы Латышева похожи на анекдот — историю, отшлифованную устной речью в убедительную метафору. Чего стоит его картина «Заседание Государственной думы», на которой изображена знаменитая сцена избиения Владимиром Жириновским депутата Евгении Тишковской. Делая отсылку к Репину с его «Торжественным заседанием Государственного совета», Латышев добивается саркастического обобщения. Это тот редкий случай, когда язык искусства оказывается жестче и конкретнее журналистики, в свое время оттоптавшейся на этом эпизоде.

Предчувствие «Войны»

Известность Латышеву принесла выставка «Капиталистический реализм» (2006). Именно тогда произошло точное совпадение текста, который является обязательной частью его работ, и образа. «Юность олигарха»: светловолосый мальчишка радостно вспоминает начало своей карьеры — знаменитые клетчатые сумки, с которыми летали из Турции и Китая в Москву и по всей стране челноки. «Ее первое Тиффани» — гримаса вожделения на лице женщины, рассматривающей кольцо. Или еще одна: группа веселых туристов разбила на поляне палатку и разливает по тарелкам суп. Кто-то играет песни под гитару — не исключено, что Высоцкого или Галича. И подпись: «Брянщина. Афганский наркотрафик». Никакого назидания, но социальность — сродни русским передвижникам, разве что новое время продиктовало новый язык. Это не живопись, а графика, созданная на компьютере и отпечатанная в виде компьютерных принтов.

46-2.jpg

Название «Капиталистический реализм» — отсыл к немецкой выставке 1964 года в Дюссельдорфе. На ней авторы отражали эстетику таблоидов тех лет. В Германии начала 60-х изменение социальных ориентиров привело к «немецкому чуду». От Латышева периода 2006 года еще можно было ожидать некоего оптимизма. Но для сегодняшнего Латышева эстетика таблоидов уже заменена телевизионной эстетикой, несовпадением того, что декларируется и что происходит на самом деле.

46-3.jpg

Константин Латышев входил когда-то в группу художников «Чемпионы мира», которая в начале 90-х внесла в современное искусство яркую долю хулиганства и свободы. Как рассказывает критик Андрей Ковалев, будучи совсем молодыми людьми, они и начинали соответственно: дрались, вскрывали вены, поджигали березовую рощу, окунали головы в горячие щи и баловались с самодельными тротиловыми шашками (предвосхищая чем-то акции группы «Война»).

46-4.jpg

Плоды скепсиса

Выставка «Комментарии» заметно отличается от предыдущих проектов автора. Раньше он в первую очередь откровенно издевался над действительностью, стереотипами российской пропаганды, над самоупоением коллег по искусству (его картина по мотивам И. Кабакова «Это чья кастрюля? — Это кастрюля Кабакова. — А где Кабаков? — Кабаков в Америке. Осталась от него одна кастрюля»). Сам посыл художника был оптимистичным, он подразумевал, что все может измениться. Иначе к чему сарказм, если он никем не воспринимается? Нынешний период отличается констатацией безвыходности и некоторой усталостью — достаточно увидеть работу с изображением высотки на Котельнической набережной, подписанную фразой «Это не Третий Рим; это третий мир», или «портрет» усталого пожилого мужчины с подписью «Мир труд май июнь июль август». Политики у него уже не дерутся, а улыбаются друг другу («М.Е. Салтыков-Щедрин: «Сказ о том, как один мужик двух генералов прокормил») или выстраивают на Красной площади мавзолеи. Иногда художник еще срывается на хулиганство, то изображает откровенную сексуальную сцену, то резонерствует: «Украл много денег? Тебя ждут в Лондоне!»

46-5.jpg

Близкие художнику идеи были сформулированы Эдуардом Лимоновым в книге «Дисциплинарный санаторий», где он описывал «мягкий режим» современного общества, подменяющего свободу личности свободой потребления: «чтобы массы не забыли, что они живут в наилучшем из обществ, им демонстрируют дистрофических африканских детей, облепленных мухами, или скелеты Аушвица. И напуганные массы сидят тихо. И опыляют себе мозг паблисити сыров, вин и стиральных порошков…» Разве что сегодня вместо африканских детей показывают ужасы «цветных» революций.





Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share