На фестивале «Кремль музыкальный» выступил молодой певец Олег Рябец. Его уникальный голос называется «мужское сопрано». В чем разница между мужчинами-сопранистами и кастратами — разбирался корреспондент The New Times
Мужчины, поющие женскими голосами, во все времена вызывали нездоровый интерес публики. В XVII и XVIII веках многим несчастным итальянским мальчикам пытались сохранить высокий голос. Тогда существовал запрет на женское пение в храмах, а красивые голоса слышать так хотелось...
По некоторым данным, в то время около 4000 детей и подростков ежегодно подвергались операции по надрезу семенного канатика, и благодаря этому нехитрому действу связки не утолщались, голос переставал «ломаться». Кастраты, кстати, требовались не только для храмов — итальянским певицам не разрешалось появляться на сцене до конца XVIII века. Практически все оперные композиторы эпохи barocco писали в своих произведениях партию для кастрата.
Кастрация — это модно
Конкуренция в профессиональной среде была огромная, но результат оправдывал ожидания: успех сопутствовал мужчинам с ангельским голосом не только на профессиональном, но и личном поприще. Женщины обожали вступать в связь с кастратами, это считалось модным, а кроме всего прочего дамы получали своеобразный бонус — от кастрата нельзя было забеременеть. Кстати, до сих пор некоторые ошибочно считают, что кастрация автоматически превращала мужчину в импотента, но это не так: они были лишь не способны на репродуктивную деятельность. Самым знаменитым кастратом всех времен и народов был Фаринелли. Он дебютировал в Риме в 1722 году. Его нежный и мягкий голос приводил слушателей в восторг.
В 1870 году радости католических прихожан, с одной стороны, и любвеобильных женщин — с другой, закончились: практику кастрации посчитали варварской и операции запретили. Сошла на нет и популярность кастратов: в XIX веке их уже трудно было найти на оперной сцене. Последний кастрированный сопранист — Алессандро Морески, состоявший певчим в Сикстинской капелле, скончался в 1922 году.
Путали с женщиной
Можно было не лишать такое количество итальянской молодежи эпохи Просвещения своего потомства, ведь уже в то время существовали мужчины-сопранисты, утверждает Олег Рябец. «А эти певцы, их еще называют контртеноры, с точки зрения физиологии были и есть люди абсолютно нормальные».
До сих пор ни ученые, ни сами вокалисты не могут прийти к единому мнению относительно природы контртенора. Одни считают, что это просто крепкий фальцет1 , другие — что это полноценный голос с хорошим диапазоном.
На вопрос, что произошло с его голосом, Олег Рябец отвечает так: «Я, как вы слышите, говорю с вами не женским голосом, то есть очевидно, что мутация все же произошла. Речь идет о качестве звучания. Я хорошо понимаю, чем обладаю. Действительно, голос ни на чей не похож. Не подумайте, что культивирую свою непохожесть, просто сохраняю природу. А учился я в консерватории как женское сопрано, и к счастью, мне шли навстречу».
В Киевской консерватории Олегу действительно шли навстречу, но быть контртенором в нашей стране, особенно в советские времена, было непросто: «И вопросы, и недоумение, и смех, и путали с женщиной. Было психологически тяжело, но мы отдавались музыке всем своим существом». Говоря «мы», Олег Рябец имеет в виду себя и Эрика Курмангалиева2 . И тот и другой — самые яркие представители контртеноров своего поколения.
Безумный Ильич
Ошибочно считать, что контртеноры исполняют женские роли и бегают по сцене в платье. Бывает, конечно, и такое, но нечасто. Несколько лет назад Олег Рябец поразил музыкальную Америку, исполнив партию Владимира Ильича Ленина в опере Солджера «Обнаженная революция». «Действительно, я исполнял партию Ленина, — говорит Олег. — Эта опера была написана специально для меня. Есть в Нью-Йорке так называемый Kitchen Theatre. Они праздновали свое 25-летие и поставили этот безумный сюжет с Ильичем. Потрясающая, талантливая музыка Солджера захватила меня, и я с увлечением работал над этим проектом. Было только странно гримироваться Лениным и натягивать на себя всю эту странную одежду. Но пришлось вжиться в не свойственную для меня роль».
Репертуара для мужчин-сопрано на самом деле не так уж и мало. Немецкая, итальянская музыка, ранние оперы Моцарта — петь можно все. Но в России интерес к этому явлению невелик. «Наверное, это связано с какой-то неуверенностью, отчасти даже с культурологическими моментами, — говорит певец. — Понимаете, в России мужчина, поющий женским голосом, кажется странным...»
На Западе другая ситуация, есть и интерес, и профессиональная подготовка. «В Италии, правда, не очень любят контртеноров. Наверное, за резкое звучание... Современные западные контртеноры в основной массе — хорошо сделанные «компьютерные» голоса. Они все слишком идеальны и меня не восторгают. Меня восхищал Курмангалиев: стихийностью в голосе, в исполнении, уникальным тембром. Такого нет и не было ни у кого. Голос — это тембр, это звук. Если этого нет, то зачем все эти технические возможности. Пусть лучше женщина споет. И сделает это гораздо лучше».
Мужчин с ангельскими голосами в мире — единицы. Своеобразный репертуар требует другого отношения и другого образа жизни, в которой нет места торопливости.
На прощание Олег Рябец смущенно говорит: «Может, они и существуют до сих пор, эти кастраты. Мне кто-то говорил, что в Италии и сейчас есть... До сих пор делают...»
Олег Рябец родился в 1967 году в Киеве. Пел в хоре «Звоночек», затем в хоре мальчиков при Киевской мужской капелле имени Л. Ревуцкого. Учился в Киевской государственной консерватории у профессора К. Радченко, в Государственной классической академии им. Маймонида у профессора В. Чачава, стажировался у профессора З. Долухановой. Издание Diena назвало вокалиста «одним из пяти такого рода голосов в мире, период мутации которого благополучно миновал...» Рябец выступал в оперных залах Лиона и Гамбурга, Риги и Парижа, в королевских домах Англии, в престижных залах Японии. Снялся в документальном фильме «Farinelli. Show must go on!» Олег Рябец обладает редким по тембру и высоте контртенором. Запись его голоса хранится в Британском национальном звуковом архиве рядом с уникальной записью последнего кастрата XX века А. Морески. На праздновании 75-летия принца Эдинбургского Его королевское Высочество принц Филипп наградил певца титулом «Мистер Сопрано ».
_____________
1 Фальцет — очень высокий звук, обычно мужского голоса, своеобразного тембра.
2 Эрик (Салим-Мерюэрт) Курмангалиев (1959–2007) — выдающийся контртенор. Участник самых престижных международных фестивалей. Среди поклонников его таланта были Святослав Рихтер и Пьер Карден.