#Культура

«В России кино снимают, как воюют — большой кровью»

2011.08.30 |

Галицкая Ольга

Актер Петр Зайченко — The New Times
56_200.jpg
«В России кино снимают, как воюют». На кинофестивале в Выборге случилось невероятное. Впервые Гран-при достался не фильму, а человеку. Не сойдясь во мнениях по поводу конкурсных картин, члены жюри единодушно решили отдать главную награду артисту Петру Зайченко. О том, как складывается удачная жизнь в кино, артист рассказал The New Times

Петр Петрович, у вас трость появилась, это зачем?

В Каннах, когда мы там были с «Такси-блюз», журналисты тамошние задали мне вопрос: как в России кино снимают. Я ответил: «В России кино снимают, как воюют — большой кровью». Видите на лбу у меня шрам? «Мусульманин». Рука вот тут разрублена — «Такси-блюз». Нога повреждена — «Гроза над Русью» и так далее. А палка досталась от фильма «Сибирь. Монамур». Зимой я переплывал горную речку, несколько часов был в ледяной воде, потом болячки старые дали о себе знать, операцию пришлось делать — шунтирование аорты, вот прихрамываю теперь.

А каскадеры на что?

Там же лицо мое крупным планом, режиссер хотел, чтобы все было по-настоящему, а режиссера я всегда слушаю, так меня научили. Еще с Абдрашитова, с «Парада планет» я запомнил, что главное — все самому делать, что требуется по роли. Как любимой женщины желания надо выполнять, так и режиссера.

Предсказание сбылось

Вадим Абдрашитов открыл вас для кино, а известность вам все-таки принес фильм Павла Лунгина «Такси-блюз».

Кто-то хорошо сказал, что это фильм больших дилетантов. Лунгин впервые был режиссером, Мамонов до этого не играл центральных ролей, ну и я в общем-то тоже. Был у меня «Парад планет», но это фильм на всех. Даже Олег Борисов и самолюбивый Шакуров мирились, что их не выделяли, а говорили о хорошей мужской компании. У нас была и есть до сих пор своя игра.

Какая?

Если кто-то из нас, из «Парада планет», видит другого, то обязательно кричим друг другу пароль-отзыв: «Карабин! Кустанай!» Помню, как Олег Иванович Борисов в элегантном сером костюме стоит в Доме кино, разговаривает с министром, еще в советское время. Я вхожу, и я не могу нарушить традицию, должен обязательно заорать: «Карабин!», он тут же откликается: «Кустанай!» И продолжает разговор, никому ничего не объясняет. Кстати, Олег Борисов многое предрек в моей жизни.

Например?

Он мне сказал как-то: «Снимать тебя будут — сколько проживешь, всю твою жизнь. Но вот узнавать тебя незнакомые люди никогда не будут».

Сбылось?

Абсолютно! Сейчас работаю в «мыле», отснято уже двадцать серий. Молодой оператор в курилке говорит мне: «Петр Петрович, вы тут рассказывали про «Такси-блюз», а кого вы там играли?» Я говорю: «Мамонова, кого ж еще». Не узнают, прав был Олег Иванович.

Петрович из мафии

Время «Такси-блюза» чем запомнилось?

Общением с Петей Мамоновым. Там появилась моя кличка в кино — Петрович, чтобы не путать двух Петров, меня и Мамонова.

Вы очень убедительный артист. Откуда такие берутся?

Как я люблю говорить, я из «саратовской мафии». Оттуда же Борис Андреев — из Саратовского театрального училища, он его окончил еще до войны. Потом Олег Янковский, Женя Миронов. Олег Табаков тоже из Саратова.

В актерскую профессию что поманило?

Литература. Помню, дед сидит, шьет сапоги, я около него. Книжек в доме мало, при этом он же не может дать дитю «Историю ВКП (б)», если я там нарисую чертика или корову, его посадят, старого коммуниста. Поэтому дает мне какую-то книжицу без обложки: на, читай отсюда. Читаю: по-це-луи звез-да-ми го-рят. Дед переворачивает страницу — вот здесь лучше читай. А там: сос-цы в не-бо смот-рят. Это была «Девушка и смерть» Горького. Еще хорошо помню дедовы пластинки — Шаляпин, Нежданова, Качалов. И преподавательницу литературы в школе, изумительную. Она была из Питера, эвакуированная, приохотила нас к книгам, я полюбил стихи читать. С этим и поехал в театральное училище поступать.

А с кино как все получилось?

Тут отдельная история. Шукшин. Я написал ему письмо. Дело в том, что я не расставался с журналом, где был напечатан его сценарий о Степане Разине «Я пришел дать вам волю», и всем говорил: вот что надо ставить. В театре Горького, где я тогда работал, к этому отнеслись презрительно. Мне стало обидно, и я написал Василию Макаровичу. Прямо как на деревню дедушке: Москва, «Мосфильм», Шукшину. И он это письмо получил, как ни странно. Шукшин поставил меня на учет в актерский отдел «Мосфильма». Потом я приезжал к нему на съемки «Они сражались за Родину», мы сидели в его каюте — все артисты на корабле жили, очень долго разговаривали, он сказал: будешь у меня сниматься. Через десять дней он умер. После его смерти я сделал три чтецкие программы в Волгоградской филармонии по его произведениям. Через девять лет Абдрашитов, просматривая картотеку «Мосфильма», нашел мою фотографию и велел ассистентам вызвать меня на пробы в «Парад планет». С этого и началось.

Другое кино

Вы теперь охотно снимаетесь у молодых. Чем они вам интересны?

Они совсем другие, и это мне нравится. Тут как получилось. Помню, приехал в Сочи на фестиваль с фильмом «Мусульманин». Молодые там тусовались отдельно, возможности у них поскромнее, сидели вечерами не в кафе, а на пляжных лежаках. Они со мной заговорили, стали звать сниматься. В той компании Игорь Волошин был, Боря Хлебников, Леша Попогребский, Андрей Прошкин. Так мы и подружились, потом я сыграл у Волошина в короткометражке «Охота на зайцев», в «Свободном плавании» — у Хлебникова, у Ани Фенченко — в фильме «Сватовство». Как-то спрашиваю их: «Ребята, а почему никто из вас не член Союза кинематографистов? Меня Никита взял в секретариат, я вам рекомендации дам». Они говорят: «Петрович, мы не хотим к Никите, лучше мы вступим в волгоградский филиал». Посмеялись тогда, а теперь у них свой Киносоюз.

Букет от Михалкова

А вы, стало быть, киноначальник?

Не то слово! У меня ни помещения, ни стола, только удостоверение, что я в Волгограде отделением СК руковожу. Недавно на ММКФ меня вызвали, я приехал, повесили мне аккредитацию на зеленой ленточке. Спрашиваю: «Как насчет того, чтобы оплатить билеты и гостиницу?» Отвечают: «Не предусмотрено». А я два фильма представлял! «Сибирь. Монамур» и испанский «Маленькие судьбы», где я сыграл у своего друга Энрике Габриэля. Я у него раньше в фильме «Крапачук» снимался и приз за ту роль в Карловых Варах получил.

Как вы с испанцем познакомились?

Очень просто. На Каннском фестивале. Подходит ко мне человек и заговаривает на ломаном русском, предлагает роль. Это и был Энрике Габриэль, он из эмигрантской семьи. Начал сниматься и понимаю, что он мне лапшу на уши навешал, что для меня фильм сочинил, на самом деле сценарий был написан на кого-то другого. Спрашиваю Энрике, он говорит — да, сначала я хотел снимать Никиту Михалкова, но передумал, ты для меня лучше.

И что дальше? Был разговор с Михалковым?

Да он со мной ни разу словом не обмолвился, делает вид, что вообще не знает, кто я такой.

А как же руководителем отделения СК назначал?

Для этого у него есть масса помощников. Один раз мы только общались. Когда 60 мне стукнуло, в Доме кино актерская гильдия устраивала мой творческий вечер. Вдруг меня вызывают, давай бегом в Дом кино. У Никиты правление, он тебя в перерыве поздравит. Меня вводят, Никита Сергеевич мне букет цветов дает и конверт. Посмотрел — там даже на билет в Волгоград в один конец не хватило бы.
56_490.jpg
Партнером Петра Зайченко (слева) в фильме «Дом» был Богдан Ступка

«Дом» родной

Чем вам дороги ваши новые фильмы?

На съемках «Дома» я очень подружился с Богданом Ступкой, за одно это благодарен Олегу Погодину, с ним было увлекательно работать. Там все артисты замечательные — Сережа Гармаш, Женя Дмитриева, Саша Назаров, вообще все.

На премьере «Сибири. Монамур» вы читали стихи. Свои?

Нет, это Дмитрий Пригов для меня сочинил однажды. Мне кажется, они очень подходят к настроению фильма Славы Росса, к моей роли Деда.

Висит на небе ворон-птица,
А под землей лежит мертвец,
Они друг другу смотрят в лица,
Они друг друга видят сквозь.
Все, что ни есть посередине,
О ты, земля моя родная!
Меня ты держишь здесь певцом
Меж вороном и мертвецом.


Петр Зайченко

родился 1 апреля 1943 года. Окончил Саратовское театральное училище. Актер театра и кино. Снялся в 50 фильмах, среди них «Парад планет», «Плюмбум, или Опасная игра» Вадима Абдрашитова, «Такси-блюз» Павла Лунгина, «Прорва» Ивана Дыховичного, «Мусульманин» Владимира Хотиненко, «Тарас Бульба» Владимира Бортко. Заслуженный артист России.





Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share