В конце августа молодой техасский инженер Джастин Дженсен рассказал на сайте Kickstarter.com, что нашел способ снимать эффектное видео в домашних условиях: достаточно прикрепить к ногам гнущегося фотоштатива колеса от роликовых коньков и можно делать стильные проходы камерой, изгибая и катая получившуюся конструкцию. Для запуска серийного производства оригинального съемочного устройства, сообщил Дженсен, ему нужно $20 тыс. Эту сумму посетители сайта перевели ему в первые же сутки. Сейчас общие сборы проекта уже на порядок больше, и деньги продолжают поступать. Ясно, что не от благотворителей. Публику интересовали не только идеи Дженсена, но и сам продукт. Но поскольку рыночная его цена пока не установлена, Дженсен предложил условие: «штучку» получит каждый, кто пожертвовал более $275. Все-таки Kickstarter — не интернет-магазин, а возможность помочь чему-то интересному появиться на свет. Публика согласилась.
Став главным средством коммуникации единомышленников — от фанатов рок-групп до участников «твиттерных революций», — интернет все чаще теперь становится и местом сбора денег на общую цель.
В первых рядах тех, кто стремится найти деньги в онлайне, музыканты, страдающие от интернет-пиратства. Как раздобыть средства? Можно конечно продать MP3 по фиксированной цене через онлайн-магазины и наскрести требуемую сумму. А если говорить именно о добровольной фанатской поддержке? Основных схем три: «мы записали альбом, заплатите за него сколько хотите»; «нам не на что записать альбом, соберите вместе такую-то сумму, тогда мы это сделаем»; и самое простое — «дайте сколько не жаль, раз вы наши фанаты».
Первую схему триумфально опробовала группа Radiohead с альбомом In Rainbows в 2007-м. Но ее успех повторить никому не удалось: во-первых, у Radiohead — гигантская армия фанатов, а во-вторых, сработала новизна приема: следующий альбом самой группе пришлось продавать уже по фиксированной цене.
Вторую схему пытался внедрить в жизнь сайт Sellaband.com. Вышло не шибко успешно: после нескольких лет существования сайт заявил о банкротстве, был перекуплен и сейчас влачит жалкое существование. О случаях, когда кто-то заработал состояние, используя третью схему, тоже ничего не известно.
В России все три схемы используют чаще. На сайтах Kroogi.com (предлагает скачивать записи за произвольную сумму) и ThankYou.ru (дает возможность отблагодарить любимых артистов деньгами и за альбомы, и просто так) представлены многие известные группы — тот же «Аквариум» или «Кирпичи». Возможно, дело здесь в том, что российские музыканты из-за засилья офлайнового пиратства всегда были нацелены на концертные сборы, и тот факт, что скачивание альбома «за любую сумму» больших денег не приносит, их не расстраивает. Впрочем, этим летом появился удачный прецедент использования схемы «дайте на запись»: лидер распавшихся Tequilajazzz Евгений Федоров, основав новую группу Zorge, деньги на запись ее дебютного альбома решил заранее собрать в интернете — и достиг цели.
Кинематограф тоже хотел бы привлечь фанатское финансирование, но большие бюджеты киношников таким способом не насытить. В результате создатели сериала Pioneer One* * Американский фантастический телесериал, распространяется через интернет. , собирающие онлайн-пожертвования и экономящие каждый цент, за год с лишним сняли лишь четыре небольшие серии.
Даже литература, где большие деньги не нужны, не торопится перейти на добровольные пожертвования. На Западе ее полностью устраивает распространение через интернет-магазины вроде Amazon по фиксированной цене. В России же официальные каналы сбыта денег приносят мало, а пожертвования писателям оказываются и вовсе копейками.
Гражданин блогер
Ищут средства в онлайне и авторы гражданских проектов, причем самой разной направленности. Разумеется, в интернете широко и в самых различных видах представлена благотворительность — от музыкального сборника Download to Donate: Tsunami Relief в помощь пострадавшим от цунами в Японии до фонда социально-медицинской направленности «Помоги.Орг». Однако она, несмотря на возникающую порой онлайн-специфику (в 2010-м несколько звезд отказались от ведения своих аккаунтов в Twitter, пока не был собран $1 млн на борьбу со СПИДом), не отличается принципиально от офлайновой — ни по сути, ни по эффективности.
Куда интереснее появившийся непосредственно в интернете «краудфандинг» — «народное» онлайн-финансирование конкретных проектов. Помимо уже упомянутого Kickstarter в число краудфандинговых сервисов входит, например, Funding4Learning.com: любой человек, которому не хватает денег на учебу его мечты, может сообщить об этом, а посетители сайта, если считают его заслуживающим получить это образование, выделяют деньги. Однако оба сервиса обычно оперируют скромными суммами, и масштабные истории успеха там в дефиците.
Цена удачи
Самый масштабный и удачный инвестиционный интернет-проект последнего времени — конечно же, WikiLeaks. Знаменитый сайт ведь тоже собирал деньги «на жизнь» — за год с небольшим на его счета «упало» более €900 тыс. Обычно основной проблемой становится дефицит желающих пожертвовать, и «Википедия» вынуждена вешать жалобную плашку с просьбами. У WikiLeaks возникли сложности иного свойства: деньги были, но вмешалась политика. На пике разразившегося осенью 2010 года скандала вокруг WikiLeaks и его создателя Джулиана Ассанжа популярная платежная система PayPal (вероятно, под давлением тех, о ком рассказывал сайт) отключила интернет-аккаунт сайта.
В России похожая история произошла в 2011-м, когда Алексей Навальный объявил о сборе денег на проект «РосПил». Здесь тоже недостатка в участниках не было (программа-максимум предполагала сбор 5 млн рублей, за два месяца собрали на миллион больше), но возникли проблемы другого свойства: ФСБ вдруг запросила личные данные тех, кто перечислял деньги. Тем не менее успех кампании Навального вдохновил других россиян, в частности, Борис Немцов на собранные деньги опубликовал доклад «Путин. Коррупция». Только за первые 17 дней кампании известным оппозиционным политиком собрано более 1,5 млн рублей.
Так на что же рассчитывать, если сам хочешь собрать много денег во имя идеи? В теории это возможно, но только в случае, если есть чем по-настоящему заинтересовать, зацепить людей. У Ассанжа и Навального таким крючком стала общая ненависть к коррупции и теневым играм. Группе Radiohead помогло то, что еще задолго до сбора денег она упорным трудом завоевала большую аудиторию. Что же до Джастина Дженсена, то он презентовал свой подвижной штатив на Kickstarter с помощью эффектного ролика — а опиши он изобретение простым текстом, сборы наверняка оказались бы менее впечатляющими. Все три случая — не правило, а скорее исключение из него. Об эффективном механизме успешных интернет-инвестиций пока говорить не приходится.
Tweet