«Прошлое нас догоняет и не отпускает»
В одной из сцен спектакля на экране мы видим искаженное, страшное лицо Чапаева. И герой Барышникова, генерал, вскакивает и начинает рубить экран шашкой. Это почти автобиографический образ для несмирившегося Барышникова…
Конечно, эти эмоции можно отнести и к Барышникову, который отказывается приезжать в Россию. Но ведь и у Бунина были «Окаянные дни». Он мог с прошлым разделаться на бумаге. Но на деле-то Чапаев победил, а мой герой проиграл войну и находится в Париже…
О чем вы ставили спектакль?
Об одиночестве и смерти. О том, что человек на самом деле уже умер, а думает, что жив. Ну и, конечно, это спектакль о любви. Человек умер, но он еще влюбляется, еще думает о чувствах, это его последний эмоциональный всплеск.
А Барышников это играет?
Барышников как раз в том же возрасте, что и генерал, герой бунинского рассказа. Ему близки эти идеи, и он много говорит об этом, эмоционально и очень личностно относясь к своей роли. Они с Анной Синякиной изумительно смотрятся вместе. В этом драйв спектакля. Он прекрасно танцует, она очень хорошо поет. В результате внутри нас возникает волнение, дрожь… а потом хоральная, немного заупокойная атмосфера. Ведь герой рассказа потерял свою страну, он эмигрант, он умер. Умерший человек пишет книги о прошедшей жизни… У меня была бабушка, которая еще в гражданскую войну воевала с Врангелем. На стороне красных, конечно. Она была комиссаром в том самом «железном потоке», описанном Серафимовичем. И вот она нашла потом каких-то выживших однополчан, своего командира, и вся ее жизнь была выстроена потом из разговоров с ними по телефону. И как-то этот командир мне сказал, кивнув в ее сторону, странную фразу: «Это уже не жизнь». Наш спектакль о том, как прошлое нас совсем неожиданно догоняет и уже потом не отпускает…
Tweet