Должны ли танцоры, музыканты, драматические актеры пополнять армейские ряды? Своей точкой зрения с The New Times поделился знаменитый танцовщик Гедиминас Таранда
Я считаю, что не все артисты должны служить в армии. Например, в балет мальчиков набирают с 10 лет. И 8 лет каждый день учат ребенка (если говорить непрофессиональным языком) ставить неудобно ноги. На этих детей государство затрачивает колоссальное количество денег. А выпускается артистов балета очень мало. Московская школа в этом году выпускает всего 16 мальчиков. А только в Москве более 10 балетных театров. Для справки: ежегодно в каждом театре на пенсию уходят около 15 мужчин. То есть у нас и так колоссальная нехватка мужского состава.
Юноши заканчивают обучение в 17 лет. Тут весенний призыв, их забирают в мае в армию. И 8 лет, поверьте мне, пойдут прахом. Почему надо каждый день заниматься? Чтобы тело помнило. Мальчишки в 18 лет еще не окрепшие. Им нужно лет пять работать в театре, чтобы они достигли нужного положения, нужной памяти мышц. У артистов балета даже нет большого отпуска, как у всех, им нельзя столько отдыхать — тело забывает навыки. Некоторые полковники и генералы говорят: «Мальчики пойдут служить в ансамбли». Но военный ансамбль по своей специфике отличается от балета колоссально. И конечно же, юноша, который окончил классическое отделение, потеряет квалификацию.
В результате выпускники по окончании балетной школы ищут контракты за рубежом. А мы и так уже здорово пополнили зарубежные театры своими балетными кадрами.
Музыканты — это тоже определенная каста. Особенно консерваторцы, потому что в консерватории учатся лучшие. Хлеб музыканта — это руки. Это чувствительность пальцев. Пианист в детстве даже не играет ни в хоккей, ни в баскетбол, ни в волейбол, он бережет свои пальцы, потому что боится их повредить. А в армии все делается пальцами. Автомат надо разобрать, собрать. Если мальчик попадет в танковые войска, сколько же он должен делать руками. Сколько травм он получит! А если он приходит из армии с поврежденным суставом пальца — все, этот пианист может навсегда забыть о карьере высокого профессионала. Самое большое, что ему светит, это быть тапером в ресторане.
Но если даже обойдется без травм — музыкант должен каждый день 6 часов, самое меньшее, играть на инструменте, чтобы пальцы были эластичными. Где в армии он найдет 6 часов в день, чтобы тренировать пальцы? Это преступление — отправлять служить ребят, на которых затрачено столько сил, энергии, времени и финансов. Опомнитесь! Это наши лучшие музыкальные кадры! Какое мы имеем право разбрасываться талантами?
Иной случай — драматические актеры. Мы говорили как-то с режиссером Грымовым, и он высказал мысль, с которой я согласился. Выпускники театральных вузов от службы в армии могут получить плюс. Драматический актер должен многое пройти, прочувствовать, набрать от жизни, чтобы потом играть, используя этот багаж. Поэтому я придерживаюсь той же позиции, что и Грымов: драматические актеры в большинстве своем должны пройти воинскую службу.
Свой долг можно отдавать по-другому. Можно, например, обязать театры показывать специальные спектакли для нашей армии. Сразу предвижу возгласы: «Да кому это надо?» Мне есть что ответить. Я вырос в военной семье. Сам не служил. Но Имперский балет, который я сейчас возглавляю, каждые два месяца выступает в армейских частях. Я считаю это своим долгом — приезжать и показывать спектакли для ребят и офицеров, которые служат в воинских частях. Поверьте, мы видим такую благодарность и такой прием, каких нет нигде. Искусство — это самое большое, что мы можем дать нашей армии. Вот в чем наш долг. Сейчас все директора театров, включая Гергиева, Григоровича, подписывают письмо президенту Медведеву, чтобы артистов балета, музыкантов освободить от службы в армии. Вся наша педагогическая система, все театры встают горой за артистов. А если положительное решение будет принято, то оно должно быть, безусловно, проведено законодательно.