Поговорить о любви. Международный фестиваль современного танца DanceInversion в Москве этой осенью и зимой будет проходить в мерцающем режиме — по две-три гастрольные труппы в месяц. В октябре нас ждут «Короли танца. Опус 3» — концертная программа, собирающая танцовщиков России и США, в ноябре — итальянский «Атербалетто», в декабре — Польский театр танца и гаагский NDTII — театр Иржи Килиана. Первый же гастролер сезона — французская труппа «Монтальво-Эрвье»: с 29 сентября они показывают своего «Орфея»
Разные Орфеи
Буквально каждый из танцовщиков в спектакле — Орфей. И парень на пневматических ходулях — он на них подпрыгивает и делает сальто — (это певец, существующий между небом и землей), и одноногий (на самом деле) молодой артист, выделывающий шикарные трюки с костылями (это Орфей, сражающийся с собой и с обстоятельствами). И занятый в спектакле замечательный контратенор Теофиль Александр: да, Глюк и Монтеверди звучат вживую, это голос Орфея, как известно, способный умиротворить зверей и птиц. (В начале спектакля на экране открывает зев царь зверей и что-то старательно клюют птицы — на сцене же артисты показывают звериную и птичью пластику; слегка напоминает рекламу Фонда дикой природы.) Каждый из Орфеев уникален и каждый (контратенор тоже) с удовольствием встраивается в общий танец — этакое братание народов, техник, стилей движения. Нет, понятно, что оперный певец не сможет так вертеться на голове, как черный парень, призванный, по замыслу постановщиков, олицетворять орфические мистерии, — ну так никто от него этого и не требует.
Все смешано со всем — художественный принцип контемпорари: движение, вокал, видео, цирк, балет
Диалог с экраном
Монтальво — 56 лет, Эрвье — на десяток меньше, но и тот и другая, несомненно, принадлежат ко второму поколению французского контемпорари — искусства современного танца. Сегодняшняя молодежь ставит спектакли более жесткие и ориентируется в рисунке скорее на условную компьютерную графику, чем на работу с видеозаписью. А вот для Монтальво и Эрвье естествен живой человек на видеоэкране. Другое дело, что они с удовольствием играют с этой картинкой. И на заднике, где в проекции плещется вода и лежат булыжники мостовой, двойники артистов вырастают до гигантских размеров, а звери могут и увеличиться, и уменьшиться: один из самых славных моментов — когда по заднику меланхолично бредет взрослый слон, размерами не очень-то больше человека. Эта яркая и слегка безумная реальность (конечно же, все вспоминают Алису в Зазеркалье) удивительным образом успокаивает нервы: Монтальво и Эрвье не просто призывают людей любить друг друга, но сами работают для того, чтобы усталое человечество поменьше дергалось и ненавидело ближних. Фраза «хорошо отдохнули» в устах зрителей, уходящих со спектакля, сейчас чаще всего воспринимается как знак нетребовательного качества, элементарной развлекаловки. Но вот этот «Орфей» — вовсе не простой по композиции, со сложной и прекрасной музыкой — он именно что дает отдохнуть. Вздохнуть. Выдохнуть. И приготовиться к новому дню, к ежедневной реальности, где запросто могут встретиться змеи и даже вакханки, а вот видеть смирного льва рядом с кроликом как-то не доводилось.
Tweet