Во всемирно известном кукольном театре имени Образцова разгорается конфликт. На одной стороне — труппа, на другой — директор и режиссер. Актеры написали письмо главе Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаилу Швыдкому с просьбой освободить директора театра Бориса Киркина от занимаемой должности. The New Times разбирался в художественных и финансовых причинах конфликта
Роман Богомольный, заслуженный артист России: «Разрушаются традиции театра»
В этом году исполняется 40 лет, как я работаю в этом театре. За те 12 лет, что работает в театре директор Борис Михайлович Киркин, произошло очень много событий, которые, на наш взгляд, просто разваливают театр. Разваливают культурное достояние не только России, но и мира, потому что театр Образцова известен везде. Разрушаются традиции театра, разрушается художественная эстетика театра из-за того, что внутри театра появился, на наш взгляд, абсолютно чуждый организм в виде спектаклей господина Андрея Денникова.
У нас в театре была квартира-общежитие, которую Образцов выбил в правительстве. Эта квартира была 40 лет за театром. 12 лет назад пришел Борис Киркин, и ее не стало! Он сначала сам поселился там, а потом выдавил оттуда всех, кто там жил. Потом, видимо, ее приватизировали, и сейчас этой квартиры просто нет. То есть 12 лет общежития у театра не существует! А очень многие там жили, и я в том числе жил три года.
Режиссеров иногородних, которых мы приглашали (у театра с этим не было проблем, они жили в общежитии), — мы лишились.
Мы лишились малого зала, который Образцов придумал для детей-пятилеток, потому что они не выдерживают в большом зале, начинают разговаривать. Этого зала не стало, у нас там теперь караоке, которым распоряжается ресторан. Они живут своей жизнью — могут включать караоке в то время, когда на основной сцене идут спектакли.
Из-за такого управления театром образцовские спектакли пришли в полную негодность. Декорации разваливаются, куклы рассыпаются. Сейчас люди приходят в театр, где, начиная с фойе, темнота — просто приходишь в какоето ужасное помещение. В зале разваливаются кресла под зрителями. Не работают кондиционеры, и билетеры вынуждены приходить ко мне и спрашивать: можно ли открыть двери в зале, потому что люди умирают от жары...
Оксана Чабанюк, актриса: «Мы не рабы»
У нас конфликт в первую очередь с администрацией театра. Здесь два основных вопроса: первый — состояние кукол. Второй — почему некоторые площади театра при Киркине стали принадлежать коммерческим организациям. Сейчас у нас получается так, что бюджетно существуют только актеры, а администрация театра — это коммерческая организация.
Появление молодого режиссера Денникова — следствие деятельности администрации. Денников работает с людьми, которых приглашает из других театров, потому что сначала с ним работали наши актеры, а потом отказались. Из нашей труппы там работают три или четыре человека. Труппа, естественно, не принимает этого режиссера.
И последнее, из-за чего уже взбунтовался весь коллектив: у нас актер полгода жил в гримерке, каждый день говорил, что ему нужна жилплощадь, и в конце концов человек, который 13 лет проработал в театре, подал заявление на увольнение, которое ему подписали в тот же момент. После чего вся труппа собралась и сказала, что больше мы терпеть это не можем, потому что мы не рабы...
Директор Театра кукол им. Образцова Борис Киркин: «Какие-то ноги, руки отлетают у кукол... Это вполне естественный процесс»
Конфликт у нас из-за того, что часть коллектива не устраивает эстетика, в которой работает Андрей Денников. Андрей работает совершенно в другой эстетике. Его спектакли требуют огромной отдачи. Если у Образцова были спектакли, которые шли с тростевыми куклами за ширмой, то здесь артист играет живьем, планшетной куклой. И он должен иметь многие другие качества помимо кукловождения. Должен обладать определенной пластикой, голосовой выразительностью. Это совершенно иная эстетика, требующая, как мне кажется, большей подготовки, на которую, естественно, немногие способны... Они и не хотят, потому что нужно приложить много труда. Конечно, легче всего делать то, что ты делал на протяжении 40 или 50 лет, и не делать ничего нового.
Руководитель разрушительного процесса, который сейчас происходит, — Роман Богомольный, заслуженный артист. Он проработал в театре почти 40 лет, за это время не создав практически ни одного значительного образа.
Я поддерживаю Денникова по той причине, что он талантливый человек. Убрать его я категорически отказываюсь. Актеры требуют моей отставки. Фойе, первые этажи — действительно темные. Все это запланировано поменять в следующем году. На все не сразу даются деньги.
Да, какие-то ноги, руки отлетают у кукол... Это вполне естественный процесс. Ну а как, если кукле 50 лет? Там может что-то соскочить, сломаться. Это абсолютно нормально.
Что касается общежития, я прожил там 13 лет. Через 10 лет руководитель агентства обратился к мэру города, чтобы передать мне в пользование эту квартиру. Мэр разрешил выкупить эту квартиру по стоимости, которая была назначена распоряжением правительства Москвы. У людей, которые об этом говорят, — совести просто нет. Что, я должен жить на улице? У меня семья.
Я соберу собрание, но не всех приглашу. Лишь тех, которые мне кажутся здоровыми силами. Основные застрельщики этого дела играют по 4 спектакля в месяц. Они стремятся к власти. В этом все дело.
Андрей Денников, режиссер: «Они не умеют работать с куклой. И эти люди что-то о традициях Образцова рассказывают...»
Образцов сказал: «Когда я умру, придет другой молодой человек — и театр будет другим». Это не мои слова. Это слова основателя театра Сергея Владимировича Образцова, которого я обожаю, перед которым преклоняюсь. Это был удивительно интересный человек. И если бы он сейчас увидел, что вытворяет на сцене его внучка,1 которую он сам не пускал на порог театра, он бы очень огорчился.
Вы были хоть на одном из этих спектаклей, о которых актеры говорят и которые славят? К сожалению, они опустились в своем мастерстве. На самый низ, на самое дно. Они не умеют работать с куклой. Не чудовищно?
И эти люди что-то о традициях Образцова рассказывают... О кукольности, некукольности спектакля...
Актеры рассказывают только о том, что куклы разваливаются.А дело в том, что этих кукол хватают те же артисты и тащат на халтуры — в кабаках пляшут с этими куклами. Как вы думаете, куклы будут в хорошем состоянии после всего этого?
Я хочу понять — чего добиваются актеры? Хорошо, я уйду из театра. Уйдет директор. И театр рухнет. Когда не будет нашего директора в этом театре, он превратится в культурный центр имени Сергея Образцова. Будут музейные постановки. А кому это нужно сегодня?
_____________
1 Екатерина Образцова, режиссер театра.