Карикатурист — профессия хлопотная. На выставке «В призме времени...» карикатуриста Игоря Смирнова яйцеголовые бюрократы таращатся на мужичков в ушанках, а Дон Кихот с копьем наперевес печально рассматривает нынешних правителей Отечества... Каково это — быть карикатуристом в России — Игорь Смирнов рассказал The New Times
В.Путин глазами Игоря Смирнова
Мне непонятно, почему сегодня в России карикатуры малопопулярны. Во всем мире карикатура в СМИ очень востребована, а у нас нет. Наверное, просто боятся...
Болячки России не нужны
Не так давно мы разговаривали с одним журналистом — он работал главным редактором многих газет, не буду называть имя. Спрашиваю его: «Почему ты не печатаешь карикатуры?» — «Ты знаешь, хлопот с ними много... Тут думать надо».
Болячки России не нужны
Не так давно мы разговаривали с одним журналистом — он работал главным редактором многих газет, не буду называть имя. Спрашиваю его: «Почему ты не печатаешь карикатуры?» — «Ты знаешь, хлопот с ними много... Тут думать надо».
Из серии «Король и шут»
Он прав, над карикатурой надо думать, потому что профессия карикатуриста сродни профессии врача-диагноста, который показывает пациенту его больное место. Мы показываем людям болячки общества, а что с ними делать — решать самим людям. Но эти «болячки» мало кто в России хочет публиковать...
На Западе карикатуристов и шаржистов очень уважают, там они чуть не главные люди государства. Вручая мне первую премию на одном из конкурсов карикатуристов, вчерашний премьер-министр Италии Джулио Андреотти спросил: «А на Горбачева ты рисуешь шаржи?» — «Рисовал пару раз, но у нас такие шаржи не приживаются». Он мне в ответ: «А я если с утра в газете не увижу на себя карикатуру, у меня весь день будет испорчен. Сорок лет в политике, и каждый день, просматривая прессу, вырезаю карикатуры и наклеиваю их в специальный альбом. А если карикатуры на меня не рисуют, значит, все, я никому не нужен, за моей работой никто не следит».
Дон Кихот как спасение
В советские времена работало немало великолепных мастеров-карикатуристов. Беда в том, что печатались «конкретные» карикатуры на заданные темы: начинается зима — батареи не работают; пришла осень — половину собранного зерна растеряли... При этом карикатуры должны были сопровождаться диалогами. Именно так было в «Крокодиле». Нарисованы, к примеру, два человека, которые стоят и разговаривают: «Сергей Иваныч, почему у тебя дороги плохие?» — «А, еще посевная не началась»... И читатели «Крокодила» говорили: «Ты смотри! А рассказывают, что у нас нет свободы слова или свободы печати — да вот у нас все есть!»
1. Из серии «Вечные трудности»
2. Офорт из серии «Дон Кихот»
1. Офорт из серии «Дон Кихот»
2. Шарж в английской версии журнала «Новое время» на Егора Гайдара, который тогда руководил правительством реформ (1992 г.)
Когда мы, молодые ребята, начинали в 70-х (на днях Игорь Смирнов отметил 65-й день рождения), нас встречали в штыки. Потому что мы приносили карикатуры на «свои темы». И наши работы были без слов: они не нужны, если нарисована картинка — пусть человек сам думает. А этого «шевеления мозгами» власти совсем не было нужно...
Тогда в основном публиковались только те наши работы, что относились к категории «бытовой юмор». Впрочем, были и исключения. Есть у меня большая серия офортов «Дон Кихот». Когда я предлагал для печати некоторые работы из этой серии, многие редакторы пугались: вот тут у вас Дон Кихот в клетке, а тут воюет с мельницей, напоминающей кремлевскую башню, — это же инакомыслие! Я им говорю: «Это Испания и это Дон Кихот, а не Илья Муромец или Иванушка-дурачок». — «А, ну да, это Испания». И проходило.
Интересная история случилась с офортом, на котором Дон Кихот идет с копьем, а лицо его захлестывает знаменем (см. иллюстрацию). Когда в журнале «В мире книг» печатали подборку моих карикатур, главный редактор посмотрел эту карикатуру и говорит: «А знамя нужно убрать!» — «Почему?» — «А оно красное!» — «Как красное, это же черно-белый офорт!» — «А я вижу его красным. Убрать и не печатать!». Карикатура — такая вещь, которую каждый видит по-своему. И научить карикатуре нельзя. Потому что карикатура — это призвание.