Сцена из балета Анжелена Прельжокажа «Белоснежка»
Полюсы танца. В Санкт-Петербурге с 23 по 28 октября в третий раз проходит Международный фестиваль «Дягилев. P.S.». Хотя праздник придуман музеем, в нем нет ничего музейного, неспешного и величавого, напротив — фейерверк событий, коллекция ярких личностей...
Петербургский музей театрального и музыкального искусства, основатель фестиваля, старается сделать его таким, чтобы и сам великий импресарио, имей он возможность взглянуть на эти концерты, спектакли и выставки, не пожалел бы своего имени для афиши. Сто лет назад он требовал от своих хореографов, художников и музыкантов: «Удиви меня!» — и радовался, если на премьере был скандал. Требование учли: питерский фестиваль приглашает артистов, способных и удивить, и возмутить публику.
Балет в воздухе
Сергей Дягилев организовывал художественные выставки и в 1907 году основал «Русские сезоны» — вывозил за границу музыкантов и русскую оперу. Тем не менее для большинства людей его имя ассоциируется прежде всего с балетом, балетными сезонами в Париже. Нынешний петербургский фестиваль предлагает два танцевальных события — гастроль «Балета Прельжокажа» со спектаклем «Белоснежка» в Александринке и вечер «Два полюса танца» в Эрмитажном театре. Оба они способны потрясти воображение, но разными способами.
54-летний Анжелен Прельжокаж, парижанин, родившийся в семье албанских эмигрантов, встряхивал Москву в каждый приезд его труппы на гастроли. Выходя после «Ромео и Джульетты», народ ошарашенно обсуждал не только чувственнейший дуэт героя с якобы мертвой героиней, но и живых овчарок, что охраняли высоченную стену между кварталами богатых и бедных (дело происходило в мрачном будущем, и Ромео запросто убивал часового, карабкаясь к своей девушке). Перед Малым театром, где показыва-
ли «Благовещение», устраивали демонстрацию православные фундаменталисты: в том факте, что хореограф отдал партию Архангела Гавриила женщине, они увидели намек на лесбийские отношения (а постановщик всего лишь счел, что из женщины проще сделать существо совершенно бесполое, не оскорбляя ее при этом).
В прошлом сентябре, когда хореографа наконец уговорили поставить спектакль для Большого, начальство главного театра страны в последний момент перепугалось и распорядилось надеть трусы на танцовщика, который должен был выходить вовсе без штанов (можно подумать, в момент Апокалипсиса, о чем был сделан спектакль, кому-то будет дело до одежды). В общем, по параметру «скандал» месье Прельжокаж дягилевской затее вполне подходит. По параметру «талант» — тоже: он сочиняет отличные танцы.
В «Белоснежке», что привозит его труппа в Петербург, лучшие номера поставлены для гномов. Придворный народ занятно смешивает намеки на исторические галантные па с привычными для контемпорари перекатами по полу, влюбленные ведут нежный и замкнутый друг на друге диалог, мачеха злобствует, а гномы спускаются по отвесной стене-заднику на альпинистских подвесках. Шахтеры? Спасатели? Они парят в воздухе, мягко разворачиваются над землей, рисуют фантастические фигуры с изумительной точностью — и стопроцентно совпадают с музыкой Густава Малера, с тонкой ее игрой. Костюмы для этого спектакля делал Жан-Поль Готье — и это тоже оммаж Дягилеву, уважавшему талантливых кутюрье.
Сергей Павлович также любил неожиданные миксты — и вечер «Два полюса танца» именно такую смесь и предлагает. В одном отделении — чинные старшеклассники Вагановского училища в фирменном «Щелкунчике» (третий акт из спектакля), в другом — премьера петербургской хип-хоп команды «TOP9», спектакль о муках творчества, которые испытывает писатель. (Герою посочувствует каждый — так он будет вертеться, в том числе на голове.)
Один из самых известных портретов
Сергея Дягилева кисти Валентина Серова |
В организации фестивальных выставок принцип тот же — не мемориал, а попытка соответствовать дягилевскому новаторству. Потому в галерее Anna Nova свои работы, посвященные импресарио, представляют эпатажные художники Андрей Бартенев и Влад Мамышев-Монро, а в самом Театральном музее демонстрирует свои гобелены Павел Каплевич («Глаза в глаза» — это о Дягилеве и Вацлаве Нижинском). Дягилев почитал див (хотя тогда, когда он сотрудничал с ними, они его чудовищно раздражали) — и в Шереметевском дворце именно к фесту приурочена выставка «Мария Каллас навсегда». Главную же выставку проекта — «Движение, форма, танец», что началась еще в прошлом месяце и продлится до 5 декабря, обеспечивает Русский музей. В Мраморном дворце он сделал соседями «Танцовщицу» Михаила Матюшина, которую художник в начале ХХ века увидел в естественном изгибе дерева, простодушную гулянку 1949 года, изображенную советским классиком Юрием Кугачем, красную, пеструю, швыряющуюся энергией «Пляшущую бабу» Филиппа Малявина и «Голубых балерин» Зинаиды Серебряковой, в 1922 году явно вспоминавшей Дега. Они с изумлением смотрят друг на друга.
Неистовый грек
Главным же музыкальным событием станет гастроль оркестра MusicAeterna, которым руководит Теодор Курентзис, с программой «Рамо-гала» в Александринском театре. Дирижер, в начале года сменивший работу в новосибирской опере на руководство оперой пермской, захватил с собой весь созданный им оркестр — и теперь демонстрирует его в новом качестве. Харизматик и работоголик, головная боль для менеджеров и объект поклонения меломанов, он выбрал для своей программы учтивого французского композитора эпохи барокко Жана-Филиппа Рамо. Выяснить, как этот композитор вынесет такую пламенную трактовку, бесконечно любопытно. Москвичи могут услышать эту программу на день раньше — 24 октября в Зале Чайковского, но понятно, что дягилевский фест станет особой рамкой для Курентзиса — этого стопроцентно «дягилевского» человека. Компания собирается достойная. Дягилеву бы понравилось.
Tweet