Из цикла «Обнаженная со скелетом», навеянного практикой тибетских монахов, преодолевающих страх смерти тем, что спят рядом с мертвецами
Я — объект. В центре современной культуры «Гараж» открыта ретроспективная выставка сербской мастерицы перформанса Марины Абрамович. Перед входом зрителей встречает грозная табличка на тонкой ножке, запрещающая посещение молодым и эмоционально неустойчивым лицам из-за откровенности, жестокости и натуралистичности произведений. The New Times не удержался от искушения
Портрет с куклой |
Из серии «Балканский эротический эпос» —
«Моление о дожде» |
Впрочем, в другой раз зрители чуть ее не убили. Абрамович в течение дня находилась в комнате рядом со столом, заваленным опасными предметами — там были кухонные приборы, бутылки с вином, ножницы, лезвия, булавки и даже револьвер. Посетителям предлагалось делать с художницей все, что им придет в голову. И они не отказались. Кто-то схватил револьвер, вложил его в руку Абрамович и приставил к ее виску. «После шести часов перформанса я, в крови и со слезами на глазах, голая пошла в сторону зрителей, от чего они выбежали из комнаты. Я помню, что, придя в отель в этот вечер и посмотрев на себя в зеркало, обнаружила у себя прядь седых волос», — вспоминает художница, которой тогда не было и тридцати.
«Крик» — совместный перформанс Марины и ее друга, художника Улая
Сквозь шум и крик
«Невесомость».
Первое испытание для посетителей выставки: нужно пройти между двумя обнаженными телами. На выставке в Италии это были Марина и Улай. В «Гараже» пары меняются |
Но у больших художников есть одна особенность: они дают больше, чем обещают. Такова и Абрамович: откровенность, жестокость и натуралистичность ее перформансов, чего не отнимешь, не вполне отражают задумчивую, медитативную, а кое-где остро лиричную интонацию этой художницы, которую можно различить сквозь все шумы, крики и внешнюю кровавость ее работ. Один из последних залов рассказывает о ее недавней работе, давшей название всей выставке, — «В присутствии художника». Посетители нью-йоркского Музея современного искусства садились тогда на стул напротив одетой Абрамович и молча смотрели ей в глаза; в отличие от нее они могли встать и уйти в любой момент. В «Гараже» показываются видеофрагменты таких сетов и несколько десятков видеопортретов: веселые, уставшие, молодые, морщинистые, тусклые, воодушевленные, плачущие, злые, удивленные, благодарные лица простых американцев — на одной стене и спокойное, умиротворенное, похожее на скульптуру лицо Абрамович — на противоположной стене. Художница не кричит, не ест лук, не режет себя, не сдвигает бетонные плиты, не играет со змеей, не принимает психотропные вещества — словом, не делает ничего, что она делала в других залах, и не делает ничего вообще. Но что-то происходит. Это что-то, кажется, и есть искусство. Можно назвать и по-другому — присутствие.
Tweet