«Раньше власть была либо идеологическая, либо военная. Сейчас власть — это экономика в первую очередь», — говорит известный испанский художник Хосе Мария Кано, который привез в Москву восковые портреты Сергея Иванова, Романа Абрамовича, Дмитрия Медведева, Владимира Потанина, Владимира Путина, Михаила Прохорова, Нурсултана Назарбаева, Олега Дерипаски и Виктора Вексельберга. Российских политиков и олигархов, пока они не растаяли, можно увидеть в московской галерее «Риджина»
Чем вызван ваш интерес к русским политическим деятелям и олигархам?
Эти люди обладают новым пониманием власти. Раньше власть была либо идеологическая, либо военная. На мой взгляд, сейчас власть — это экономика в первую очередь. Не только в России, но и в Испании, и в Великобритании, где я живу, и вообще во всем мире. В свое время у России были чисто идеологические отношения с Кубой, Венгрией, с другими странами. Сейчас с этими странами установлены в первую очередь экономические отношения. Пятьдесят лет назад у власти были политики, а сейчас политики — это те, кто интересуется в первую очередь экономическим развитием страны. Я хотел таким образом приложить свои знания, свое умение к политической и экономической ситуации в России. Я не придумал, кстати, эти портреты, все они взяты из Wall Street Journal. Я превратил фотографии в картины из воска. Это мой взгляд со стороны на ситуацию в России.
Вы раньше работали в этой технике?
Да, у меня порядка 500 работ, выполненных воском. Это прежде всего картины, касающиеся войны в Ираке, материалы из простых испанских газет (например, реклама проституток), случайные рисунки моего 12летнего сына.
Почему воск?
Воск — это одна из наиболее древних техник. Она мне очень подходит. Воск позволяет перевести нематериальное в материальное. Например, в газетах, откуда я черпаю свои образы, изображение двухмерное. Я же делаю его трехмерным. Они оживают. Я бы сказал, что это современная иконография.
На иконах изображаются святые, разве не так?
Ну да, конечно. Только в современном мире акценты сдвигаются. Религия сдвигается в сторону власти, экономики и футбола. И все-таки на иконах обычно изображают тех, кто связан с Богом. Бог в современном мире — это относительное понятие. Дьявола тоже сейчас не существует, можно сказать так.
Перед выставкой вы долго что-то делали горячим утюгом с изображением Путина. Что-то случилось?
Да, во время перевозки именно на этой картине появились небольшие трещины. Портрет Путина — первая работа из этой серии, он самый старый. А воск, как вы понимаете, очень капризен, реагирует на перепады температуры. Тем более эти работы из Лондона ехали в Мадрид, потом из Мадрида в Москву. Картина треснула.
Эти работы — зов сердца или вы преследовали какие-то конъюнктурные цели?
Я художник, у меня нет сердца. Искусство в его современном понятии — это передний план общества. Моя задача лишь делать то, что обществу интересно. А конъюнктурных целей я не преследую. Мои работы и так хорошо раскупаются.