Кино — в студию! «Ленфильм» спасен» — облегченно вздохнули кинематографисты, когда опасность приватизации знаменитой студии миновала. Однако отмена торгов еще не означает решения проблемы. Что творится вокруг отечественных киностудий и нужна ли им вообще приватизация?
Аккурат накануне старта президентской избирательной кампании питерская интеллигенция забила тревогу: «Ленфильму» угрожает приватизация. «Мы можем потерять старейшую студию страны!» — волновались Александр Сокуров, Алексей Герман и их коллеги. Написав письмо президенту и собрав полсотни подписей, защитники киностудии обратились к Валентине Матвиенко, она, в свою очередь, переговорила с Дмитрием Медведевым. И — о чудо! — назначенный на весну аукцион по продаже студии отменили.
Новость о том, что «Ленфильм» может пойти с молотка, вовсе не стала неожиданностью. Просто такова наша национальная забава: делать вид, что проблемы нет, до тех пор, пока кирпич не свалится на голову. Еще в 2001 году Владимир Путин утвердил программу реорганизации отечественного кинематографа, согласно которой собственность отечественных киностудий разделялась на ТПО (творческое производственное объеди- нение) и фильмофонд. Последний оставался в ведении государства, а производственные мощности становились объектом акциони- рования и последующей приватизации.
Первой студией, которой предстояло пойти с молотка, оказался «Мосфильм». Но его директор Карен Шахназаров, ярый противник приватизации, проявил себя как тонкий дипломат: он устроил для президента экскурсию по главной киноплощадке страны, в ходе которой объяснил, что студия не только работает, но и процветает, а значит, не является обузой для бюджета. Карен Георгиевич был настолько убедителен, что «Мосфильм» вообще вычеркнули из планов приватизации на ближайшее будущее.
Коллегам Шахназарова, руководителям Киностудии им. Горького и «Ленфильма», порадовать главу государства было нечем. В отличие от «Мосфильма», умудрившегося в 90-е годы сохранить свою фильмотеку, эти студии права на показ киноклассики продали Владимиру Гусинскому и тем самым лишили себя неиссякающей золотоносной жилы. Денег на модернизацию у них не было, поэтому, когда в 2005 году настал черед Киностудии им. Горького, ее директор Станислав Ершов громко ратовал за приватизацию.
Дело шло к развязке. Государственный пакет акций (75% минус 1 акция) ОАО «ТПО «Киностудия им. Горького» должен был быть продан с аукциона со стартовой ценой 123,15 млн рублей. Но прецедента не случилось. Торги сначала были перенесены из-за малого количества участников, а потом о них и вовсе забыли.
О том, что приватизация 100% акций «Ленфильма» назначена на начало 2008 года, стало известно еще прошлой весной. Но тревогу никто не бил и о том, что студия располагается практически в центре Петербурга, а значит, земля под ней на вес золота, не вспоминал. Только когда аукцион стал неизбежностью, защитники студии пошли бить челом сначала Валентине Матвиенко, а потом Дмитрию Медведеву. Проблема разрешилась мгновенно. «Ленфильм» должен стать одной из ведущих киностудий не только в нашей стране, но и в мире», — заявил кандидат в президенты, в то время как чиновники в срочном порядке вычеркивали студию из списка госпредприятий, подлежащих приватизации в 2008 году.
Впрочем, это вовсе не отмена приговора, а всего лишь отсрочка. Через год чиновники могут снова выставить «Ленфильм» на торги. Выбраться из кризиса студия за это время явно не успеет. Для директора «Ленфильма» Вячеслава Тельнова год — слишком мало, зато для Дмитрия Медведева — в самый раз. Через год он будет президентом, и голоса Сокурова, Германа и остальных ленфильмовцев ему будут уже не нужны.
Директор «Ленфильма» Вячеслав Тельнов — The New Times
«Чтобы технически переоснастить и отреставрировать «Ленфильм», необходимо 10—12 миллионов евро»
Год — слишком маленький срок. Что вы планируете и считаете возможным сделать на «Ленфильме» за это время?
Сегодня мы добились главного — того, что отложили приватизацию, отвели этот дамоклов меч, висевший над киностудией. И поэтому сейчас у нас появилась возможность что-то планировать, развивать новые идеи, запускать новые проекты... В первую очередь, конечно, мы займемся техническим переоснащением студии, реконструкцией. И конечно, поиском перспективной молодежи. Мы рассчитываем на молодых.
Какие есть варианты дальнейшего существования студии: переход в собственность города, приватизация, госсобственность?
Сейчас я еще не готов ответить на этот вопрос. Мною подготовлена концепция развития киностудии «Ленфильм», разработанная на основе анализа студийных возможностей и перспектив на будущее. В ближайшее время состоится рабочая встреча с губернатором Санкт-Петербурга В.И. Матвиенко, которая проявляет постоянное внимание к «Ленфильму». Будем решать, будет ли студия передана городу либо оставлена в том же юридическом статусе, что и сейчас, будем обсуждать варианты финансирования.
Приватизация киностудии отложена. А государство, которое сочло неразумным передачу «Ленфильма» в частные руки, как-то собирается заботиться о его судьбе?
Теперь, думаю, да. Скажу больше: «Ленфильм» послужил катализатором процесса — ведь отложена приватизация не только нашей студии, но и всех киностудий страны. Мне кажется, еще далеко не исчерпаны возможности государственночастного партнерского регулирования в области кинопроизводства.
Сколько нужно вложить в «Ленфильм», чтобы он превратился в прибыльное предприятие?
Есть максимальные цифры, есть минимальные. Чтобы технически переоснастить и отреставрировать «Ленфильм», необходимо примерно 10–12 миллионов евро — это минимальная сумма. А если касаться всего культурно-развлекательного комплекса, обновления павильонов, то здесь, пожалуй, придется увеличить ее раз в десять.
Считаете ли вы целесообразной приватизацию, хотя бы частичную?
Трудный вопрос. Если появится инвестор, которому будет дорога судьба «Ленфильма» и который будет вкладывать в студию деньги, тогда можно будет вести переговоры на эту тему. Но пока такие инвесторы на горизонте не просматриваются.
Директор «Мосфильма» Карен Шахназаров
Я никогда не отрицал приватизацию как меру, которая может быть эффективной. Но проблема в том, что форма собственности еще не залог успеха или, наоборот, неудачи. На мой взгляд, все зависит от личности руководителя. Студии нужен грамотный, современный организатор, преданный кино и одновременно понимающий законы рынка. И неважно, будет ли он поставлен государством или независимым владельцем. «Мосфильм» был первой студией, которая отказалась от приватизации. Нас тогда многие обвиняли в ретроградстве, но время показало, что мы были правы. Сегодня по степени модернизации и «Ленфильм», и Киностудия им. Горького от нас отстают, причем очень сильно. А «Ленфильм» вообще остался на уровне 60-х годов прошлого века. В этой ситуации я от приватизации «Ленфильма» не жду ничего хорошего. Слишком много надо вложить, чтобы студия встала на ноги. Я не думаю, что новый владелец будет этим заниматься. Скорее всего, он просто перепрофилирует «Ленфильм». Я бы сам на месте бизнесмена, которому досталось убитое предприятие, расположенное в центре Петербурга, снес все павильоны и за год построил гостиницу. В Питере с отелями проблема. Так что решение об отмене приватизации принято правильно, другой вопрос, как теперь поднимать «Ленфильм». Наверное, государство или город должны студии помочь. Из «Ленфильма» можно сделать прибыльное предприятие, и тогда, как ни странно, появится смысл в приватизации. Если предприятие твердо стоит на ногах и хорошо работает в своей отрасли, то у новых владельцев не возникнет желания его перепрофилировать. Главное, чтобы из «Ленфильма» не стали делать русский Голливуд. Не надо нам Голливуда! А вот небольшая, технологичная, хорошо оснащенная и удобная студия в центре Петербурга была бы очень к месту. Я сам приезжаю в Питер на съемки и понимаю, что мне негде работать. На «Ленфильме», кажется, четыре павильона, и хорошо, не надо больше. Заказов студии как раз хватит.
Директор Киностудии им. Горького Станислав Ершов
Ничего плохого в продаже акций нет. Подчас это единственная возможность для акционерного общества привлечь средства для реконструкции и технического переоснащения. Другой вопрос, как проводить приватизацию. Безусловно, продажа 100% акций, тем более одним пакетом — это плохо. На следующий день новый владелец сможет сделать со своим имуществом все что угодно. А если оставить блокирующий пакет у государства — 25% плюс одна акция и внести изменения в устав, которые существенно ограничат спектр деятельности предприятия, останется только производство аудиовизуальной продукции, а все остальное, например, торговля чаем, будет приравнено к незаконному предпринимательству — вот вам и жесткая гарантия того, что после приватизации студия не будет перепрофилирована.
Я считаю, что в отношении «Ленфильма» нужно поступить именно так. Хотя в принципе у студии достаточно внутренних резервов, чтобы провести модернизацию без привлечения инвесторов, но это требует решения серьезных имущественных вопросов. Студия, как мы знаем, находится на Петроградской стороне, а это лакомый кусок земли. При этом у «Ленфильма» есть замечательная площадка в Сосновой Поляне, и, безусловно, нахождение всех мощностей студии в центре города — это нонсенс. Да, историческую часть надо сохранить и, например, разместить там лаборатории постпродакшна — это удобно, модно и стильно. Но павильонный комплекс, цеха с аппаратурой можно было бы вывести за черту города. Там и земля дешевле, и прибыль от аренды или даже продажи части территории на Петроградской стороне была бы существенная. Если говорить о Киностудии им. Горького, то сейчас она принадлежит государству. Аукцион по продаже акций отменили. Российский фонд федерального имущества объяснил это тем, что занижена стартовая цена. Хотя это, конечно, глупость полная. Условия аукциона были таковы, что можно было начать с нуля, а затем повышать ставки до предела. В общем, государство решило, что продавать студию нерационально. О причинах можно только догадываться.
Сейчас ситуация такова: у нас есть внутренняя программа реорганизации. Если бы у нас была возможность работать с частным инвестором, мы бы ее уже выполнили. Трех лет, которые прошли с момента несостоявшегося аукциона, хватило бы на переоснащение. Была бы не студия, а конфетка. Когда нам сказали, что приватизации не будет, мы сказали: «Хорошо, будем обходиться своими средствами». На сегодняшний день мы выполнили эту программу на 15%. Я считаю, что нужно садиться и разрабатывать какую-то внятную политику в отношении государственных студий. Если государство не хочет отдавать Киностудию им. Горького и «Ленфильм» в частные руки, значит, надо принять четкую программу взаимодействия. Государство не дает денег студиям. Существует государственная программа поддержки кино, но это деньги, которые выделяются на производство конкретного фильма, а не на замену электропроводки на студии.