Фильм «Гибель империи. Византийский урок» , показанный по каналу «Россия», представляет идеологизированную, а потому грубо перевранную версию истории Византийской империи. Архимандрит Тихон (Шевкунов), ведущий и автор текста, взял на себя роль государственного идеолога: крушение Византии, с его точки зрения, спровоцировали иностранцы, олигархи, недоработки в политическом «преемничестве». The New Times проанализировал политическую и историческую начинку фильма
Архимандритом Тихоном неспешно изложены сведения о государственном устройстве средиземноморской державы, о господствующей в ней роли православия, ее внешней и внутренней политике на протяжении целого тысячелетия, порядках и нравах, бытовавших в империи. Наконец, о ее бесславном, но не бессмысленном конце.
Перед человеческой цивилизацией Византийская империя имеет одно оправдание. Она создала «Русь, Россию, духовную преемницу Византии». За это ей и ее многочисленным императорам, духовным лицам, полководцам и солдатам спасибо. Теперь дело за тем, чтобы не повторить ее основополагающих ошибок.
В конспективном изложении клубок проблем, с которыми имели дело рамеяне (византийцы тогда еще не знали, что они византийцы), выглядит следующим образом.
Олигархизм и алкоголизм
Императорам все время приходилось не на жизнь, а на смерть бороться с олигархами и магнатами. Не все императоры были достойны своего высокого звания. Не все преемники оправдывали надежды своих предшественников. Коррупция и подкуп среди губернаторов. Пропасть между уровнями жизни в богатеющей столице и нищающих провинциях. Непродуманные реформы. (В порядке иллюстрации режиссер нам показывает, как посреди улицы современного города водитель меняет колесо.) Сепаратизм. Алкоголизм. Демографические проблемы. Интеллигенция предала забвению семейные ценности. (В порядке иллюстрации: при каком-то императоре из 150 интеллигентов только 25 обзавелись семьями.) А еще обострился национальный вопрос: в братской семье византийских народов этнические греки стали претендовать на свою исключительность. Ко всему ситуацию усугубили происки варварского Запада, исходящего завистью и ненавистью к богатству как материальной, так и духовной культуры рамеян.
Что особенно было невыносимо для западных варваров, с точки зрения Тихона, так это господствовавшее в Византии «неповрежденное христианство», коим являлось и является православие. Отсюда покушения на святая святых страны — на веру в Бога плюс многочисленные попытки католической церкви подчинить себе православных иерархов, которые, в конце концов, увенчались успехом: была подписана Уния 1274 года о присоединении православной церкви к римскому папству, и с этого мгновения падение сверхдержавы оказалось предрешенным.
Тихон и Михаил
Чем дальше мы идем вслед за архимандритом Тихоном в лес обстоятельств византийской истории, тем явственнее начинаем осознавать, что пребываем в непроходимой чаще политических и геополитических реалий современного мира, представленных, разумеется, с определенной позиции.
Позиция эта телезрителям знакома по проекту «Большая игра». Он демонстрировался в эфире Первого канала непосредственно перед думскими выборами. В нем рассказывалось о том, как терпела и страдала уже сама Российская империя — наследница и преемница великой Византийской империи. Только там в основном россиянам «гадили» англичане. А рамеянам несколькими веками ранее досаждали государства с европейского юга.
Но исторические изыскания Михаила Леонтьева — это публицистика прямого действия. А историографическая геополитика Тихона в религиозном облачении, в церковном одеянии — это нечто другое.
Что-то мне проект архимандрита Тихона (Шевкунова) напомнил, прежде всего по части эстетики и поэтики.
Фотохудожник Екатерина Рождественская специализируется на том, что наряжает своих современников с популярными медиалицами как из мира шоу-бизнеса, так и из мира шоуполитики в одежды минувших эпох и запечатлевает их на фотопортретах. Смотришь на один из них — и видишь какого-нибудь вельможу эпохи Возрождения. Приглядишься — ба, да это Владимир Вольфович Жириновский. Или Филипп Бедросович Киркоров.
Вот и Тихон (Шевкунов) рассказывает о беглом олигархе Виссарионе, интригане, коррупционере, а видишь родного Бориса Абрамыча.
Вот Тихон сообщает нам об одном столичном градоначальнике, склонном возводить многоэтажные билдинги в Константинополе, а за ним тенью стоит Юрий Михайлович Лужков. Вышла целая галерея современных политических ньюсмейкеров в византийских одеждах. Но самая большая удача отца Тихона — портрет нашего президента.
Он нарисовался в повести о византийском императоре Василии II и достижениях его правления. О том, что этому императору досталась в наследство разоренная и павшая духом страна. Что он отстроил административную вертикаль, приструнил олигархов, одного из них разорил начисто и посадил, стал больше внимания уделять армии, возродил военно-политическую мощь державы, поправил экономику, создал огромный Стабилизационный фонд и настолько увеличил золотой запас Родины, что для него пришлось создавать под землей спецхранилища. (В порядке иллюстрации демонстрируются какие-то траншеи.)
Василий и Владимир
Василий-то он Василий, сын императора Романа II, преемник императора Иоанна Цимисхия, а как присмотришься — и проступают черты Владимира Владимировича Путина. А уж когда ведущий начинает рассказывать о проблеме преемничества в могущественной Византийской империи, то от впечатления абсолютного сходства вообще невозможно избавиться. Просто Василий и Владимир — как родные братья.
Это с одной стороны, а с другой — возникает впечатление, что византийские императоры, обе тогдашние политические партии (западническая и патриотическая) как-то участвуют в нашей предвыборной президентской кампании.
Что же касается видеосочинения о древневизантийской стороне, то к документальному жанру оно имеет весьма далекое отношение. Это такая историко-беллетризированная проповедь. Многое объясняет в ней то, что ее автор — архимандрит Тихон, настоятель Сретенского монастыря, по образованию киносценарист, окончивший ВГИК. Беллетристический подход так же сильно чувствуется в складе «Гибели империи», как и подход идеологический.
И я не удивлюсь, если вскорости по мотивам только что показанного фильма будет запущен в производство художественный сериал.
В фильме не к ночи, а точнее, именно к ночи помянут товарищ Сталин. Он в 1943-м заинтересовался византологией. На самом деле вождь заинтересовался возможностью распространения советского влияния на страны, где господствовало православие. Не исключено, что в его воспаленном воображении брезжила идея советсковизантийской империи.