На прошлой неделе присудила свои ежегодные призы самая авторитетная из голливудских гильдий — продюсерская, обладающая гигантским влиянием на оскаровские расклады. Главный, за лучшую игровую картину, гильдия отдала французской трагикомедии о немом веке Голливуда «Артист». Итак, у «Оскара» возник фаворит. Но фаворит ли он?
Трудно не заметить в среде оскаровских академиков обычно несвойственные им разброд и шатание. Это плюс для оскаровской гонки. Значит, она наконец-то может породить сюрпризы, тогда как в последние годы развивалась чересчур предсказуемо. О разброде говорит уже тот факт, что список оскаровских номинантов на звание лучшего фильма основательно разошелся с десяткой лент-гегемонов 2011-го по версии Гильдии продюсеров.
До недавнего времени и продюсеры, и «Оскар» номинировали на звание лучшей по пять картин. Последние годы — десять. Нередко списки совпадали один в один. Но в 2011-м было принято новое решение: число кандидатов на «Оскар» за лучший фильм года будет колебаться от пяти до десяти — надо лишь при голосовании на уровне номинаций преодолеть пятипроцентный барьер. Так и вышло, что продюсеры выделили в этот раз десять картин, а в оскаровские номинанты попали девять. Причем из продюсерского списка в номинанты не прошли сразу три: «Девичник в Вегасе» (и правильно — средненькая версия «Секса в большом городе»), «Девушка с татуировкой дракона» (тоже правильно: хороший фильм, но не превосходящий недавний скандинавский) и «Мартовские иды» (вот его жаль, там много подробностей о незыблемых американских ценностях-правилах во время выборов).
Вдруг отчетливо разошлись киновкусы Европы и Америки. Америка полностью либо почти проигнорировала картины, взявшие в 2011-м многие значимые европейские призы: «Меланхолию» Ларса фон Триера, признанную европейской киноакадемией лучшим фильмом года (ни одной оскаровской номинации), «Стыд» Стива Маккуина (ни одной), «Драйв» Николаса Виндинга Рефна (одна, второстепенная). Не номинировали и психологический триллер «Шпион, выйди вон!» Томаса Альфредсона, хотя он фаворит британской кинотелеакадемии BAFTA. Хорошо хотя бы то, что на «Оскар» выдвинуты сценаристы, элегантно переделавшие для экрана роман-первоисточник Джона Ле Карре, и потрясающий Гэри Олдмен.
«Оскар» этого года демонстрирует разочарованность американских академиков в современном кино и современности как таковой. Два из девяти главных фильмов-номинантов объясняются в любви Парижу прошлого, а один — Голливуду прошлого. Два из девяти объясняются в любви старому кино, один — культуре начала ХХ века. Шесть из девяти фильмов — исторические. Из трех оставшихся два — тоже о значимых событиях ушедшей — пусть недавней — эпохи.
Второй по значимости оскаровской номинацией является «лучшая режиссура». В ней по-прежнему пять фильмов. По опыту прошлых лет на звание лучшей картины года способна претендовать только та, которая одновременно номинирована на статуэтку за лучшую режиссуру. Поэтому фильмы, которые на режиссуру не номинированы, мы сместили в низ нашего рейтинга.
9 «Жутко громко и запредельно близко»
(Extremely Loud & Incredibly Close) Стивена Долдри. Выход у нас 5 апреля
Темная лошадка в оскаровском списке. В Европе фильм не видели, его там презентуют в феврале на Берлинском кинофестивале. В Америке же, где фильм вышел в ограниченный прокат, киноманы восприняли его скептически — на www.imdb.com его оценка всего лишь 6,3 из 10. Впрочем, первоисточник — одноименный роман Джонатана Сафрана Фоера получил у нас после перевода и публикации хорошие отзывы. Речь о мальчике, который потерял отца во время атаки на башни-близнецы. Отец, с которым они увлекались историческими изысками, оставил ключ от какого-то таинственного замка. Теперь мальчик путешествует по Нью-Йорку, встречая разных переживших трагедию людей, пытаясь подобрать ключ к загадке отца. Звезды от Тома Хэнкса до Макса фон Сюдова.
8 «Человек, который изменил все»
(в оригинале Moneyball) Беннетта Миллера. Успел выйти у нас даже на DVD
Драма про бейсбол, в которой эффективный менеджер бедной середняцкой команды, используя прежде не применявшиеся в этой игре математические выкладки, создает суперклуб. Общечеловеческий смысл фильма в том, что если неудачникам дать шанс, то они могут оказаться сильнее признанных мастеров. Но в целом, что называется, крепкая спортивная драма. Оскаровский интерес к ней можно объяснить лишь непонятной для нас любовью американцев к бейсболу да еще тем, что за фильмом стоит Бред Питт — как продюсер. Он же играет главную роль и, кстати, отдельно номинирован на актерского «Оскара».
7 «Боевой конь»
(War Horse) Стивена Спилберга. Вышел 26 января
Спилберг уже снимал про Вторую мировую, теперь снял про Первую, поместив в центр сюжета коня, которого «призвали в армию» с фермы в старой доброй Англии и отправили на кровавые французские поля. Конь переходит из рук в руки, открывая в людях самое человеческое, пока вновь не встречается со своим верным хозяином — молодым парнем, пошедшим на фронт добровольцем вслед за ним. Много эффектных боевых сцен, много эффектных пацифистских и, пожалуй, чересчур много патетики. Будет странно, если Спилберг удостоится очередного «Оскара». Его талант уважили еще одной высокой номинацией. Ну и достаточно — именно так, скорее всего, рассудит большинство академиков.
6 «Прислуга»
(The Help) Тейта Тейлора. У нас — с 16 февраля
Драма с серьезным рейтингом на www.imdb.com (8,1 — а все, что выше 8, это круто) и почти не встречавшимся в Голливуде сюжетом. История унижений и пробуждения самосознания женщин, которые в начале 1960-х, спустя почти сто лет после отмены рабства в Америке, все еще продолжали именоваться в южных штатах (речь в данном случае о Миссисипи) цветными, негритосками. И вынуждены были, называя белых малолеток «мэм», уважать так называемые законы Джима Кроу — законы расовой сегрегации, окончательно отмененные в южных штатах Верховным судом США только в 1964 году. Удивительное открытие: после фильма понимаешь, что всех белых в южных штатах США воспитывали черные женщины! Что не мешало некоторым детям, когда вырастут, запрещать своим нянькам пользоваться общими уборными. В развитии фильма слишком много предсказуемого. Хорошие в нем совсем уже хороши, а плохие — плохи донельзя. Главный «Оскар» он получит едва ли (не номинирован на приз за режиссуру), но какие-то другие, в том числе за женские роли, ему, похоже, достанутся.
5 «Полночь в Париже»
(Midnight in Paris) Вуди Аллена. Вышел у нас осенью
Первый из пятерки фильмов, одновременно номинированных на «Оскар» за лучшую режиссуру (что сразу утраивает его шансы и на звание лучшего фильма года), любим, кажется, всеми и стал самым кассовым фильмом Вуди Аллена в мировом прокате. Надо же: досниматься до самого кассового фильма в возрасте (на момент съемок) 75 лет! The New Times писал о «Полночи», в которой современный американский сценарист проваливается в Париж 1920-х с его легендарной артистической богемой* * The New Times № 16 от 16 мая и № 44, 45 от 26 декабря 2011 г. . Сомнительно, что Аллену отвалят главную оскаровскую статуэтку — сие означало бы глядеть в приятное, но прошлое. Но вот «Оскар» за режиссуру, который, между прочим, стал бы первым в его славной карьере (у него один «Оскар» за лучший фильм и два — за лучший оригинальный сценарий)... Почему бы и нет?
4 «Хранитель времени»
(в оригинале Hugo) Мартина Скорсезе. Вышел у нас 5 января
Первый так называемый семейный фильм жесткого классика Скорсезе и первый в формате 3D. Редкий случай, когда 3D уместно — оно позво-
лило Скорсезе создать на экране истинно волшебный мир. Это мир вымышленного Парижа между двумя мировыми войнами, фантастических часовых механизмов и фантастического кинематографа. «Хранитель времени» — объяснение в любви Жоржу Мельесу, одному из основоположников киночародейства, создателю первых трюковых кинофантазий. Главный герой — мальчик — случайно встречает Мельеса, который давно утратил негативы и копии своих картин, старается позабыть о своем великом прошлом и работает старьевщиком в лавке кукол. В какой-то момент фильму вредит то, что он превращается в просветительский рассказ о том, кто был Мельес, как начиналось кино и пр. При этом фильм повторяет старинное заблуждение, будто кинематограф изобрели братья Люмьер — они всего-то придумали первый публичный киносеанс. «Хранитель времени» — рекордсмен по количеству номинаций — одиннадцать (у «Артиста» — десять).
3 «Потомки»
(The Descendants) Александра Пэйна. Вышел у нас 26 января
Единственный в списке фильм про современность. Главный герой, которого изображает продюсер фильма Джордж Клуни, после того как его жена впала в кому, делает пренеприятнейшее открытие: оказывается, у жены был другой. Именно это, однако, помогает персонажу найти взаимопонимание с двумя дочерьми-подростками. А также принять важное для народа (все происходит на Гавайях) решение о непродаже хапугам огромной прибрежной территории, которая полтора столетия принадлежит его семье — смешанным потомкам британцев и местных гавайских королей. На взгляд автора этих строк, фильм просчитанный, даже стерильный. Но Пэйн после картин «О Шмидте» и «На обочине» котируется среди оскаровских академиков как один из самых серьезных киноавторов Америки.
1-2 «Артист»
(The Artist) Мишеля Хазанавичуса. Выйдет у нас 16 февраля
Однозначный прогноз, кто возьмет главный «Оскар», сделать на сей раз трудно. Поэтому поделим прогноз надвое. За «Артиста» — а это омаж немому веку Голливуда — высочайший (8,5) рейтинг на www.imdb.com, масса полученных в Америке критических премий и, что еще вещественнее, приз за лучший фильм 2011-го от Гильдии продюсеров. В трех случаях из четырех фильм, отмеченный Гильдией продюсеров, становился и обладателем самого главного «Оскара» за лучший фильм года. Против — то, что хотя в этом немом фильме субтитры на английском и заняты прославленные голливудские актеры (от Джона Гудмена до Малколма Макдауэлла в эпизоде, притом что две основные роли все же исполняют французы), фильм французский, а «Оскар» еще никогда не присуждал свой главный приз ленте из неанглоязычной страны.
1-2 «Древо жизни»
(The Tree of Life) Терренса Малика. Вышел у нас летом
Тогда вдруг вырастают шансы «Древа жизни», на которое до объявления номинаций вообще никто не ставил. Этот фильм, в котором история и трагедии одной конкретно взятой американской семьи проецируется на судьбы мироздания, уже взял, вопреки расколу мнений в среде кинокритиков, главный приз Каннского кинофестиваля. Отчего бы ему теперь не обрести и главный «Оскар»? Малик — классик из классиков, легендарный творец американского кинематографа 1970-х: «Пустоши», «Дни Жатвы». Он автор не менее знаменитой «Тонкой красной линии». Парадокс, но этот мэтр американской режиссуры почти не попадал прежде в поле зрения «Оскара». Между тем для истории «Оскара» было бы безусловно важно, чтобы его обладателем был и Терренс Малик.
Tweet