Халат лунпао (фрагмент) вдовствующей императрицы Цы Си. Китай, 1860-е гг.
Желтый туман. Трудно представить себе более удачный повод для такой выставки, да он и случается не чаще чем раз в 12 лет. В Музее искусства народов Востока открылась выставка «Дракон и феникс». Она напоминает о только-только наступившем Годе дракона по китайскому календарю, но к праздничной мишуре отношения не имеет. The New Times разбирался в запутанной символике восточной культуры и любовался красотой
Красота представлена в экспозиции, конечно, без всякой иронии, да и нам иронизировать не над чем; билетерша восторженно приветствует каждого посетителя: «Проходите! На красоту пришли любоваться?» В нарядных витринах — парча, ручки мебели, сквозная резьба на спинках кресел, бронзовые курильницы, фарфоровые вазы, настенные панно с перламутром, словом, все разнообразие склонной к роскоши восточной материальной культуры.
Настенные панно восходящего (слева) и нисходящего (справа) драконов. Япония, конец XIX в.
Дорогой дракона
Музей педантично предлагает географический маршрут, отыскивая следы пребывания мифических существ среди своей необъятной коллекции. Центральный и самый большой зал — китайский; именно отсюда изображение драконов распространяется во все соседние страны (и соседние залы): Корею, Японию, Вьетнам, а оттуда доходит до Ирана и Центральной Азии, уступая место другим культовым героям, но все же вновь и вновь всплывая на красочных коврах и полудрагоценной кухонной посуде.
Панно-веер. Вьетнам, XXI в. |
Рюмэй. Статуэтка «Дракон». Япония, конец XIX в.
Если честно, заметить и как-то различить драконьи мифы и легенды разных стран невероятно сложно. Не поддаваясь на формальные географические разделения, драконы прячутся в облаках, взмывают в небо и погружаются в морские пучины, играют с пламенеющей жемчужиной, танцуют рядом с другими зверями так, как будто никаких границ вообще не существует. Разве что в Японии с ее любовью к тихой созерцательности примечателен особый жанр — «Лунный дракон». На рисунках минеральными красками по шелку создаются традиционные восточные образы: ветка сакуры на фоне бледного размытого лунного диска. Где же дракон? «Улетел, — по-дзенски кратко ответят вам, — растворился, стал невидим». Дракон здесь — не символ, а настроение, витальность и изменчивость, присущие природному миру и просто по привычке, традиции и восточной вежливости названные старым именем.
Шкатулка «Драконы среди волн».
Япония, начало XX в. |
На родине дракона, в Китае, почти невозможно пройтись по улице и не встретить изображение фантастического зверя. Это довольно забавно, ведь в средневековом Китае дракон был важным образом государственного культа, символом императора, в нем получила воплощение идея величия правителя и несоизмеримость его персоны с простыми людьми.
Последний китайский император Пу И с гордостью и одновременно с легким отвращением писал в мемуарах о желтом цвете, который всегда присутствует в изображениях дракона: «Каждый раз при воспоминании о детстве перед моими глазами всплывает сплошной желтый туман: глазурованная черепица на крыше — желтая, подстилки на стульях — желтые, подкладки на одежде и шапке, посуда, ватные чехлы для кастрюли, обертки для них, занавески, стекла — все желтого цвета. Этот существующий на правах личной собственности так называемый «блестящий желтый цвет» с детства заронил в мою душу чувство собственной исключительности; я считал себя необыкновенным и непохожим на остальных людей».
«Ползущий дракон». Япония, конец XIX в.
Сегодня дракон уютно поселился среди этих «остальных», простых людей, им торгуют продавцы сувениров, его изображают на китайских фонариках, украшающих дома и улочки, его тиражируют на бутылках сладкой воды и упаковках лапши. Но на выставке он так и остается величественным, царским, неземным существом, запертым в стеклянных клетках и отгороженным от мира. Таковы правила игры — посетителям предлагается издалека любоваться заморской диковинкой. «Тебе нравится?» — по-деловому косясь на подругу, спрашивает женщина средних лет в меховой шапке и несвежих от московской зимы сапогах, кивая на витрину с церемониальным костюмом супруги наследного принца. Дракон вышит здесь золотой ниткой на алом фоне и вписан в лаконичный узор; в подписи к витрине сухо поясняется: «Корея, 2006». «Да, — подумав, отвечает подруга. — Мне вот этот матерьяльчик нравится. И цвет хороший».
Настенное панно «Четыре священных животных». Вьетнам, XXI в.
Tweet