#Ex Libris

Ex libris Якова Уринсона

2012.03.02

«В спорах рождались истины и умирали Сократы». Зампред правления «Роснано» убежден, что люди разных мировоззрений могут взаимодействовать друг с другом
51-1.jpg
В советское время, когда даже произведения классиков было добыть непросто, мы с друзьями увлекались поиском неизвестных авторов — вдруг «на новенького» прорвется что-то интересное, не распознанное блюстителями соцреализма. Тогда мы из рук в руки передавали журнальные публикации ранних повестей и рассказов Аксенова, Войновича, Владимова, Гладилина. Сегодня в книжных магазинах такое изобилие, что можно утонуть. И я выбираю самый легкий и безошибочный путь — обращаюсь к хорошо известным и любимым авторам.

51-2.jpg1. С огромным удовольствием читаю «Автопортрет. Роман моей жизни» Владимира Войновича и «Зеленый шатер» Людмилы Улицкой — о событиях и людях второй половины прошлого и начала текущего века. Обе книжки очень личные и честные, а некоторые фрагменты настолько откровенные и беспощадные по отношению к описываемому времени, людям и самим себе, что я восхищаюсь мужеством и нравственной чистотой авторов. В обоих романах речь идет о моих современниках, некоторых из которых я знал, о других мое представление складывалось как о публичных личностях. Одних любил, других не очень чтил. Но, когда обдумываю прочитанное, не покидает мысль, что среди моих любимцев есть вполне заурядные люди, которых обстоятельства сделали почти героями; и наоборот, среди очень нелюбимых мною персонажей есть изначально вполне приличные люди, которые под давлением советских социально-общественных установок превратились в почти негодяев.

И последнее, что нельзя не сказать, размышляя об этих книгах сегодня, когда власть поощряет таких деятелей от науки, как Некипелов или Петрик, и от искусства, как Михалков или Говорухин. Если у нашей страны есть позитивное будущее, то в его созидание самый достойный вклад вносит русская интеллигенция и те, кого принято называть шестидесятниками. Об этом и Войнович, и Улицкая говорят без излишнего пафоса, но убедительно.

2. Другие две книги, которые я сейчас с большим интересом читаю, обращены к людям и событиям не сегодняшним, а 2000-летней давности. Книга американского профессора раввина Джейкоба Ньюснера «Рабби беседует с Иисусом» построена в виде диалога между верующим иудеем, приверженцем Торы Моисея, жившим в Галилее I века, и Иисусом — таким, каким он предстает в Евангелии от Матфея. Опираясь на первоисточники, автор реконструирует этот воображаемый диалог не как противостояние апологетов враждебных друг другу учений, а как разговор доброжелательных собеседников. Один из них отстаивает сложившиеся за прошедшие три тысячи лет взгляды, а другой, не опровергая исходных положений и даже опираясь на них, предлагает некоторую новую систему ценностей.

Феликс Кривин когда-то написал: «В спорах рождались истины. И умирали Сократы». Следя за представленным Ньюснером диалогом, я отчетливо понял: спор ради развенчания оппонента, ради опровержения его взглядов — пустое и бессмысленное занятие. Нельзя свести различные мировоззрения к общему для всех знаменателю, но люди разных мировоззрений могут взаимодействовать друг с другом.

3. Если у Ньюснера Иисус прежде всего Учитель, то у Жозе Сарамаго в «Евангелии от Иисуса» он еще и революционер, который сначала посвящал в таинства веры своих непосредственных учеников и последователей, а в результате изменил жизнь значительной части цивилизованного мира. Нагорная проповедь и другие его учения оказали системообразующее влияние на нашу цивилизацию. Для меня очень важно, что у Сарамаго Иисус убедил в своей правоте учеников и мир не чудесами, а духовной силой, образцами праведного поведения. Мое пионерско-комсомольское воспитание сделало из меня если не атеиста, то агностика. И все же, читая Ньюснера и Сарамаго, поймал себя на банальной, может быть, мысли: не только 2000 лет назад, но и сегодня, не только где-то далеко на Ближнем Востоке, но и у нас в России возможно наладить диалог между людьми с различным мировоззрением и совершить революцию — не в общественном строе, а прежде всего в головах людей. Другого выхода из переживаемого нашим обществом кризиса просто нет.





Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share