#Культура

#Политика

Семь смертных грехов Голливуда

2009.09.09 |

Долин Антон

Киноиндустрии не нужны положительные герои

Семь смертных грехов Голливуда. Вместе с новым годом наступил премиальный киносезон. Мир затаил дыхание в ожидании номинаций на «Оскара», уже раздал свои награды «Золотой глобус», идет подготовка к присуждению сугубо национальных премий: французского «Сезара», испанского «Гойи», британской «Бафты», наших «Ники» с «Золотым орлом»

На основе предварительных рейтингов, опросов и критических рецензий можно сделать прогноз, выделив самых многообещающих участников начавшейся гонки. Их список обнаруживает удивительную тенденцию: Голливуд перестал искать положительных героев, обратив свое внимание на грешников.

«Искупление» (Режиссер Джо Райт. Выход в российский прокат — 17 января) Идиллическая английская усадьба, 1930-е годы, летняя жара, любительский театр, чтение Филдинга по ролям, мигрени и торжественные обеды; никто не верит, что скоро грянет война. В такой чопорной обстановке эротике взяться неоткуда. Именно потому тринадцатилетняя Брайони, только что написавшая трагедию в стихах «Злоключения Арабеллы», поражена до глубины своей неиспорченной души: ее старшая сестра Сесилия (Кира Найтли — на снимке) крутит роман с однокурсником Робби (Джеймс МакЭвой). Обмен скабрезными посланиями, соития в библиотеке… Когда в саду неизвестный насилует одну из кузин, юная литераторша не сомневается ни секунды: повинный в грехе похоти должен быть наказан — и указывает на Робби. Лишь много позже, работая сестрой милосердия в военном Лондоне, Брайони поймет, что причиной доноса был ее собственный грех — зависть и что она разрушила жизни близких людей. Экранизация одноименного увесистого бестселлера Иэна Макьюэна молодым британцем Джо Райтом — не только виртуозное упражнение в стиле (пятиминутная сцена на побережье, снятая единым планом с грандиозной массовкой, отпечатается в вашей памяти навсегда). Это еще и размышление о том, как литература сжирает реальность с потрохами, как писатели-вампиры высасывают жизнь из прототипов своих героев, лишая их заслуженной судьбы во имя судьбы вымышленной. Серьезнейший из грехов, пусть и не включенный в список смертных.

 

«Старикам тут не место» (Режиссеры братья Коэны. Выход в российский прокат — 7 февраля) Чувство, которое движет героями новой картины братьев Коэнов «Старикам тут не место» — алчность. Место действия этого антивестерна — техасские прерии, время определяется с трудом: вроде условные 1980-е, но могли быть и 1950-е, и наши дни. В руки простому ранчеру-охотнику попала сумка, полная денег, и теперь он пытается спасти свою шкуру, скрываясь от целой армии врагов. Начинается война всех против всех, и наибольшие шансы на победу — у циничного и удачливого киллера-одиночки, роль которого стала одной из лучших в богатой карьере испанца Хавьера Бардема. Его антипод — пожилой, усталый и далекий от героизма шериф-философ, роль которого досталась Томми Ли Джонсу. Таких молниеносных переходов от стильной игры в жанр к неподдельному страданию, от гомерически смешных гэгов к шокирующим сценам насилия у Коэнов не было никогда.

 

«Суини Тодд, маньяк-парикмахер» (Режиссер Тим Бертон. Выход в российский прокат — 6 марта) Самый неуемный из американских фантазеров поставил мюзикл по мотивам известной бродвейской постановки со своим любимцем Джонни Деппом в главной роли. В викторианском Лондоне разворачивается история нового МонтеКристо: коррумпированный судья отнял у героя жену и дочь, сослав его в далекую Австралию, и теперь он вернулся, чтобы отомстить. Не только судье, но и его многочисленным молчаливым соучастникам. В остроумном и живописном готическом кинокомиксе Бертона парикмахер-мститель вовсю использует опасную бритву не по назначению, предаваясь очистительному гневу, а его мрачнолицая соучастница и подруга (супруга Бертона Хелена Бонэм-Картер) заодно наказывает обывателей за чревоугодие, кормя их пирожками с человеческим мясом. Удобный семейный подряд: проблема с ликвидацией трупов решена.

 

«Нефть» (Режиссер Пол Томас Андерсон. Выход в российский прокат — 21 февраля) Гордость — центральная тема новой картины подросшего американского вундеркинда, автора «Ночей в стиле буги» и «Магнолии», обладателя «Золотого медведя» и приза за режиссуру в Каннах. «Нефть» сначала примет участие в конкурсе Берлинале-2008, а параллельно ее создатели будут готовиться к схватке за «Оскара». Андерсону есть чем гордиться. Как, впрочем, и его герою Дэниэлу Плэйнвью, прагматичному нефтяному магнату, фанатично бурящему плодородную калифорнийскую землю на протяжении двадцати лет и трех часов экранного времени. Звучит, возможно, не слишком соблазнительно, зато смотрится так, что восторженные американцы сделали Андерсону беспрецедентный комплимент, назвав его «вторым Кубриком». Такого совершенства формы Голливуд не видел давно. Без претензий на интеллектуализм режиссер строит впечатляющий монумент — мощный неоклассический кинороман, посвященный истории становления и краха одной сильной личности.

 

«Скафандр и бабочка» (Режиссер Джулиан Шнабель. Выход в российский прокат — 28 февраля) Для сегодняшнего человека лень — никак не смертный грех, а часть стиля жизни. Примером служит правдивая история ЖанаДоминика Боби, главного редактора французского Elle, молодого еще бонвивана и жуира, чье веселое и бессмысленное существование на земле в один прекрасный день было прервано обширным инсультом. Полная парализация — кроме века левого глаза. И вот парадокс: лишь теперь Боби научится сражаться с ленью и общаться с внешним миром из скафандра обездвиженного тела при помощи своеобразной морзянки. Таким образом Боби написал книгу «Скафандр и бабочка», моментально ставшую бестселлером, а потом скоропостижно скончался. Книга же с подачи американского художника и режиссера Джулиана Шнабеля («Пока не наступит ночь») превратилась в одноименный фильм, уже награжденный за режиссуру в Каннах. И это не предел. Такое кино «Оскар» обожает и вряд ли оставит незамеченным.
Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share