Уильям Кляйн был поражен произошедшими в Нью-Йорке переменами. Он снимал домохозяек в супермаркетах, обилие рекламы, играющих на улицах детей, обитателей Гарлема и завсегдатаев ночных клубов, автосалоны и телефонные будки. Его фотографии города настораживали, пугали и привлекали одновременно
«Я считаю, что мода — это глупость. И я снимал ее с юмором. Но я воспользовался тем, что мне хорошо платили в Vogue. Для меня это была простая работа, она занимала всего месяца два в году», — рассказывает Уильям Кляйн о начале своей карьеры: в течение десяти лет он был штатным фотографом журнала Vogue.
Сегодня Кляйну за восемьдесят. Он мало фотографирует, зато любит путешествовать по миру вместе со своими выставками. Заехал и в Москву. На открытии американский фотограф устроил небольшой перформанс — дарил девушкам розы в обмен на поцелуй. Любительницы искусства слетались на поцелуи мастера как пчелы на мед. Кляйн был доволен.
„
На открытии московской выставки Кляйн устроил небольшой перформанс — дарил девушкам розы в обмен на поцелуй
”
Жизнь хороша…
«Нью-Йорк» — самый знаменитый альбом фотографа. Он снимался по заказу Vogue и должен был печататься на страницах модного журнала. Эта сессия для самого Кляйна означала возвращение в родной город после восьми лет отсутствия (до того были служба в армии и учеба в мастерской знаменитого французского художника Фернана Леже в Париже — Кляйн мечтал быть вовсе не фотографом, а художником). Снимки в Америке были приняты в штыки, редакторы сказали, что это не тот образ города, который они бы хотели видеть. Их смутила «непрофессиональность» художника — крупное зерно, расфокус, документальная резкость, съемка широкоугольным объективом крупных планов. В результате альбом был впервые напечатан в Париже под заголовком «Жизнь хороша, и хороша для вас в Нью-Йорке». Сегодня по нему учат начинающих, он был удостоен премии Надара и признан величайшим фотоальбомом со времен Второй мировой войны. На них запечатлена обыденная уличная жизнь Нью-Йорка — часто бедная, скромная, но полная той удивительной живой энергии, которая отличает американцев до сих пор. Объясняя знаменитую фотографию, на которой изображены два мальчишки, один из которых целится из игрушечного пистолета в камеру, Кляйн сказал: «Я был ребенком Нью-Йорка. И я тоже играл с пушкой. Но вы видите рядом другого мальчика — этакого ангелочка, который явно боится того задиру. Вот так и я: наполовину крутой парень, наполовину скромный и застенчивый».
…и удача ходит рядом
Уильям Кляйн родился в семье еврейских иммигрантов — у отца была мастерская по пошиву одежды, но в год рождения сына он обанкротился, так что семья жила в бедности. В Америке тогда были сильны антисемитские настроения, и Кляйн бежал от этих проблем в залы нью-йоркского Музея современного искусства, он раньше своих сверстников поступил в колледж, но не успел его окончить — его призвали в армию. Именно тогда он впервые попал в Европу, а в 1948-м после демобилизации поступил в Сорбонну, где занялся скульптурой. Париж стал его домом и любимым городом. Занимаясь в мастерской авангардиста Леже, Кляйн познакомился с фотографом Ман Рэем, еще одним «парижским американцем», и увлекся не столько фотографией, сколько экспериментами в ней. Сначала он вообще использовал фотокамеру в своей работе скульптора. Потом у него появился собственный Rolleiflex, и Уильям занялся фотографированием всерьез.
Tweet