#Без политики

Вкусно и халяльно

2012.03.17 |

Османова Фаина


Есть по Корану. Мусульманские законы предписывают употреблять в пищу только халяльные продукты. Но похоже, это правило становится распространенным не только среди приверженцев ислама. Почему — накануне мусульманского весеннего праздника Навруза узнавал The New Times
60-1.jpg
Недавно на нашем районном рыночке появилась палатка с вывеской «Халяль». Торгуют там бараниной и говядиной, рубят куски от туши по вашему выбору. Говорят, что привозят мясо из Дагестана. Не сказать, что продают дешево, но и ненамного дороже, чем в мясных отделах обычных универсамов. Выше цены лишь в магазинах, где есть полки с халяльными мясными полуфабрикатами. Мясо, надо признать, хорошее, вкусное.

Знак качества

Еще лет тридцать назад о халяле мало кто знал, разве что соблюдающие религиозные обряды мусульмане. Этим словом по большей части обозначалось разрешенное исламом мясо. В девяностые годы в магазинах при мечетях стала появляться халяльная колбаса. Сегодня понятие это знакомо не только мусульманам, отделы халяльных продуктов есть в большинстве супермаркетов. В Москве халяльные продукты продаются в сетях крупных ретейлеров, появились халяльные супермаркеты, множество магазинов, ресторанов, кафе, а общее число халяльных точек приближается к четырем десяткам. Председатель Совета муфтиев России (СМР) Равиль Гайнутдин даже попросил столичные власти включить халяльные магазины в программу строительства в городе социальных магазинов шаговой доступности. Что неудивительно: сегодня в Москве живут сотни тысяч мусульман, старающихся придерживаться религиозных правил в еде. Спрос на продукцию халяль в последние годы действительно существенно вырос. Такие рестораны, как «Халяль базар», сетевые кафе «Ливан хаус», всегда полны посетителей. А покупателями халяльного мяса становятся отнюдь не только мусульмане.

60-4.jpg
Магазин при московской Соборной мечети на проспекте Мира
Что же так привлекает в халяльной продукции? Да очень просто — знак халяльности гарантированно имеют продукты высокого качества и, что очень важно, безопасные.

Слово «халяль» (от арабского al-halal — разрешенное, дозволенное) обозначает то, что дозволено употреблять в пищу верующему, хотя оно имеет и более глубокий смысл. Законы шариата подробно описывают продукты, категорически запрещенные для употребления, там же приводится перечень рекомендуемых, не рекомендуемых и недозволенных продуктов. Там можно найти занятные по сегодняшним представлениям правила: например, запрещено употреблять в пищу мясо сокола или удода, а журавля есть можно. Позволительно есть рыбу, покрытую чешуей, а без чешуи — нельзя. Запрещено питаться мясом лягушек и змей, но можно употреблять в пищу саранчу и ящериц. Не запрещается, но и не поощряется употребление в пищу конины или ослятины. Свинину можно есть только под угрозой голодной смерти.

Особое внимание уделяется забою скота: так как Коран запрещает употреблять в пищу кровь, она должна быть из убитого животного выпущена. Прежде чем приступить к работе, забойщик совершает ритуальное омовение. Животное располагают головой по направлению к Мекке, а все действо сопровождается молитвой.

Халяльный мир

География вносит свои коррективы — культурные коды мусульманских стран Дальнего Востока отличаются от кодов Ближнего. В странах Персидского залива и части Северной Африки требования к халяльности чрезвычайно высоки. Здесь должно соответствовать религиозному стандарту буквально всё — продукты питания, лекарства, косметика, одежда, медицинские услуги, сфера отдыха и развлечений, финансовые отношения. Все активнее развивается рынок халяльных товаров и услуг в Турции — сегодня она не только крупный мировой производитель модной мусульманской одежды, но и одно из самых доступных мест отдыха для мусульман всего мира.

60-2.jpg
Халяльный гамбургер
В последние годы халяль становится популярным и в европейских странах, где существенно вырос процент мусульманского населения. Но точно так же, как в России, в Европе халяль становится популярным и среди тех, кто вовсе не является мусульманином. Ведь человек приходит в ресторан вовсе не ради религиозного ритуала. Для потребителя решающим фактором становится безопасность, чистота, отсутствие в продуктах вредных консервантов и добавок, соответствие требованиям срока годности и условий хранения. Вкусно приготовленная из качественных продуктов еда может оказаться — и оказывается! — намного более сильным объединяющим фактором, чем лозунги и призывы к толерантности и мультикультурности. Арабские ресторанчики в современных европейских городах — не только мусульманский общепит. Это прежде всего места, где можно вкусно поесть, где умеют готовить вкусное мясо, где все свежее и можно получить максимум удовольствия от ужина без всякого спиртного. Неудивительно, что в этих заведениях любит собираться небогатая, но разборчивая публика, сюда приходят семьями и дружескими компаниями.

Ничего удивительного в этом нет, современные европейцы тоже озабочены здоровым образом жизни и думают о том, чтобы еда была не только вкусной, но и полезной. На Западе появилось такое понятие, как organic food — натуральная пища. Овощи не должны содержать нитратов, колбаса и ветчина — канцерогенов и генетически модифицированных ингредиентов, молочные продукты — искусственных усилителей цвета и консервантов. То есть халяль пришелся здесь ко двору.

Производство халяльных продуктов в мире выросло в последние несколько лет, причем далеко не только в мусульманских странах. К примеру, основными экспортерами халяльной говядины являются Бразилия и Аргентина, халяльной баранины — Новая Зеландия, птицы — Бразилия. Мировой рынок продуктов, соответствующих правилам халяля, оценивается в $500 млрд в год, а число потенциальных потребителей может достигать 1,5 млрд человек — примерно столько жителей Земли исповедуют ислам. Годовой оборот европейского рынка халяльных продуктов питания сегодня оценивается в €47 млрд. Мусульманское население Старого Света составляет порядка 52 млн человек, а по некоторым прогнозам, его численность в ближайшие 20 лет удвоится, что делает эту нишу весьма и весьма привлекательной.

Мода на еду

Неудивительно, что растет спрос на халяльные продукты со стороны розничных сетей и авиалиний. Хотя, как это водится, любая мода, внедряясь в массы, во-первых, снижает требования к стандарту, во-вторых, иногда доходит до абсурда или своей противоположности. Так что не стоит полностью доверять и поставщикам этой продукции, и тем, кто ее реализует. Автор этих строк как-то в одном очень популярном гипермаркете обнаружила в перечне халяльной продукции «свинину без костей». И это притом, что еще в 2005 году для контроля над производством и реализацией халяльной продукции в России при Духовном управлении мусульман был создан комитет по стандарту «халяль» — чтобы на рынок не попадала поддельная и контрафактная продукция. Казалось бы, при существовании такого комитета невозможно себе и представить «халяльную» свинину, вот уж воистину и смех и грех! И сам собой возникает вопрос: не приводит ли мода к тому, что религиозное содержание из халяля уходит и он становится лишь понятием, символизирующим высокое качество продукции, своего рода знаком ОТК?

Скорее всего — нет, не станет, все останутся, как говорится, при своем. Правоверные будут видеть в халяле то, что им предписал Всевышний, а у всех остальных любителей здоровой и «правильной» пищи мода перейдет в образ жизни.

Чистота и мудрость

В последние годы круг понятий, к которым применяют определение халяльности, сильно расширился. Слово обрело моральную нагрузку: халяльный — значит соответствующий требованиям Корана во всех отношениях. Стали появляться халяльные банки, в которых запрещены проценты и спекуляции на фьючерсных сделках. Есть (в том числе в Москве) халяльное, то есть чест-
ное, добропорядочное такси. Открыты халяльные сайты, на которых строго запрещена порнография, злословие, распри, словом, всё, что развращает душу человека.
60-3.jpg
Косметика тоже бывает халяльная

Особенно симпатичным автору кажется появление так называемой халяльной косметики. Пришла она из стран Ближнего Востока и Малайзии, в последнее десятилетие стала стремительно распространяться в Европе, особенно в Великобритании и в Канаде. Производится косметическая продукция халяль на основе различных растительных масел — миндального, персикового, оливкового — с добавлением минералов и цветочных экстрактов. Одной из особенностей этой косметики является то, что она не тестируется на животных. Халяльная косметика также не содержит спирта и желатина, то есть тех веществ, которых многие люди стараются избегать по гигиеническим и медицинским показаниям, и поэтому очень популярна среди приверженцев экологической чистоты, «зеленых».

А опубликованный недавно в Financial Post обзор показал, что среди покупателей халяльной продукции большое число вегетарианцев, не имеющих никакого отношения к исламу, но следующих заветам восточных мудрецов, говоривших, что халяльная пища делает человека чище и мудрее.


60-5.jpgВ России в соответствии со стандартом «халяль» работают несколько крупных мясокомбинатов — в Москве, Казани, Набережных Челнах, Йошкар-Оле, Пензе, Ростове-на-Дону (на снимке). Чтобы получить право ставить соответствующий знак на упаковке, продукт должен быть сертифицирован. Еще в 2003 г. Совет муфтиев России (СМР) принял решение об организации контроля над производством и торговлей халяльной продукцией, тогда же был разработан и первый стандарт. В 2007 г. был создан Центр стандартизации и сертификации продукции халяль при СМР, который и занимается вопросами сертификации по заявкам производителей. Филиалы центра существуют в Карелии, Мордовии, Татарстане, Башкортостане, Ленинградской, Пензенской, Свердловской, Тюменской, Саратовской и других областях.


60-6.jpgНавруз — праздник весны
Навруз (с фарси — «новый день») — праздник, отмечаемый в ряде мусульманских стран 21 марта, в день весеннего равноденствия, как начало нового года. Появился у народов Средней Азии и Ирана семь тысячелетий назад, уходит корнями в традиции древних земледельцев Ближнего Востока и Центральной Азии. В России его отмечают татары и башкиры. Готовятся к празднику заранее — высевают пшеницу или чечевицу, чтобы к назначенному дню появились зеленые проростки, которые ставят на праздничный стол. Пророщенное зерно становится и основой для праздничного блюда. На столе обязательно должны быть большой праздничный хлеб или лепешки из пшеницы, ячменя, проса, кукурузы, фасоли, гороха, чечевицы, риса, кунжута и бобов, а также фрукты, орехи, рыба, молоко, крашеные яйца. Обычно готовится плов. На Навруз готовятся и специальные блюда — гуджа (из семи видов злаков и мяса) и сумалак — халва из проросшей пшеницы с добавлением муки и сахара.
Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share