Вы заняты одновременно столькими проектами, что просто удивительно, как нашли время для кино.
Я очень давно хотел это сделать и искал подходящего случая. Думаю, что слухи об этом моем желании дошли как-то до продюсеров и организаторов проекта.
Неужели именно романтическая комедия на фоне атомной электростанции была вашей мечтой?
Конкретно — нет, но есть какие-то темы, которые преследуют. Мне с рождения по телевизору рассказывали про радиацию, какой она наносит урон окружающей среде. До сих пор помню документальные кадры — внутренности советских атомных станций, величавых и пугающих одновременно. А все, что пугает, одновременно манит и притягивает. Это и был личный психологический мотив — разобраться со своими страхами, а заодно и фильм снять про это.
Атомный Василий
После нашего Чернобыля и японской Фукусимы в сознании людей прочно утвердилось, что атомная энергетика — это опасно.
Оружие тоже опасно. Особенно когда его неправильно используют и хранят. Самолеты опасны, они могут падать. Людям, безусловно, надо понимать, что у атомной энергии большая сокрушительная сила. И снимать веселый фильм про атомную промышленность, не помня о Чернобыле, невозможно и неправильно. Но и ограничивать тему жанром фильма-катастрофы тоже неверно. Есть один абсолютно великий фильм об атомщиках — «Девять дней одного года» Михаила Ромма, я его очень люблю.
Он иронически обыгран в «Атомном Иване». Это по ходу съемок родилось или задумывалось с самого начала?
В сценарии Максима Курочкина на юбилее станции работникам показывают цветную версию «Девяти дней». В тот момент как раз пошла мода раскрашивать знаменитые советские фильмы. До фильма Ромма, к счастью, дело не дошло, а мы решили пошутить на эту тему.
Неочередной Бархатов
А фильм Александра Миндадзе «В субботу», о Чернобыле, вы видели?
Видел, мне он очень нравится. Скажу по секрету, я пробовался на главную роль, которую потом замечательно сыграл Антон Шагин. Поэтому сценарий я знаю хорошо. Там есть ремарка, которая меня потрясла. Про машину, которая уносится с места катастрофы. Герой видит ее и думает: вот машина, четыре колеса, а смерть где? Гениальное описание радиации — невидимой, неощутимой, несущей гибель.
Вы уже показывали фильм атомщикам. Как они его оценили?
У профессионалов всегда может быть много замечаний: то не так сняли, это совсем по-другому... У нас в семье чуть не месяц шли споры о фильме «Черный лебедь». Моя жена балерина и ее сестры, тоже балерины, говорили, что режиссер вообще не знает балета и сцены, все у него неправильно. А кино-то хорошее. Так что я был готов даже к резко отрицательным отзывам, но их не было. Мы очень зауважали людей, которые работают на атомных станциях, провели с ними больше месяца бок о бок, они у нас снимались в массовках.
Иван (Григорий Добрыгин) — человек ярко одаренный, при этом увлечен больше героиней Юлии Снигирь, чем своим призванием. Вы специально его таким сделали?
Так бывает сплошь и рядом, когда человек не хочет идти по стопам родителей, наследовать профессию, это такой юношеский протест. Я, например, четко понимал, что не хочу быть журналистом, хотя очень уважаю эту профессию. У меня мама, папа, дядя, тетя, старшая сестра — все в журналистике. Мне не хотелось быть очередным Бархатовым на журфаке МГУ. Решил поступать на компьютерное программирование в МАИ, но потом увлекся театром, поступил в ГИТИС и понял, что мне интересно заниматься оперной режиссурой.
Непризнанный режиссер, которого играет Денис Суханов, ставит спектакль прямо на атомной станции. Было бы еще забавнее, если бы он ставил оперу.
Это был бы уже совсем абсурд.
„
Когда началась эта дележка на «красных» и «белых», меня, работавшего с утра до ночи в это время в Питере и не ходившего на митинги, тут же записали во враги
”
Все интересно
Вы режиссер популярных программ Yesterday LIVE и «Прожекторперисхилтон». Что привело на телевидение?
Природное любопытство. Мне кажется, что надо быть чуть свободнее, чем мы привыкли, проще смотреть на все. Когда мне что-то интересно, я это делаю. И возраст пока еще дает право экспериментировать. Если бы мне было за сорок и я позволял себе какие-то кренделя, то можно было бы думать, что человек просто пытается ухватиться за современность, чтобы понравиться молодежи. Но я еще расту, мне важно многое попробовать.
Вы на редкость востребованный режиссер. Большому театру, Мариинке, Первому каналу — всем вы нужны, всюду вас зовут. Поневоле возникают слухи, что кто-то вас продвигает и вам покровительствует. Это так?
Без конца с этим сталкиваюсь! Мой любимый слух в Питере — что я племянник Германа Грефа. Недавно на экономическом форуме я был представлен, наконец, своему «дяде», до этого мы даже не были знакомы.
У вас есть и драматическая постановка — «Разбойники» в Театре им. Пушкина. Будете еще работать в драме?
Сейчас репетирую в МХТ им. Чехова «Новые страдания юного В.» по сценарию Ульриха Пленсдорфа. Был такой известный фильм в ГДР. Репетируем с молодыми ребятами, один с курса Кирилла Серебренникова, заняты и известные актеры, спектакль выпустим в будущем сезоне. А сейчас еду в Вильнюс на полтора месяца ставить в Литовской национальной опере «Евгения Онегина». В мае — премьера.
Что за оперный центр вы создали?
Это организация, которую мы назвали «Опер-группа». Будем заниматься современной оперой, современными композиторами. Пять молодых режиссеров поставят пять спектаклей в крупных театрах. Оказалось, что среди людей с дипломами не так просто выбрать постановщиков современной оперы…
Художник против
Вы самый молодой член Общественной палаты. Как часто вы там бываете и чем заняты?
Был один раз, больше пока не получилось. Еще я член президентского совета по культуре, там был два раза. Зато на заседаниях встретил много людей, которые поддержали идею «Опер-группы», сразу удалось обсудить и решить многие вопросы.
Вам не предлагали стать доверенным лицом главного кандидата на президентских выборах?
Нет. И кстати, очень обидно, что, когда началась эта дележка на «красных» и «белых», меня, работавшего с утра до ночи в это время в Питере и не ходившего на митинги, тут же записали во враги. Слепили из меня проправительственную фигуру. При этом я совсем не против митингов, вся Европа этим живет, и это правильно, нужно выходить на улицы, когда есть что сказать.
Как вы относитесь к постулату, что художник всегда должен быть против власти?
Так и есть. Но только это несколько сложнее, чем выборный бюллетень. Художник всегда против, потому что разрушение догм у него в крови, при этом он может работать в государственном театре, что его никак не умаляет. В Общественном совете есть Вадим Абдрашитов, Валерий Гергиев, Евгений Миронов и много других самодостаточных, талантливых, уважаемых людей. И они не сильно кому-то обязаны тем, что стали такими. Не надо быть подростком, который направо и налево крушит тех, с кем не согласен. Меня по-другому воспитывали.
Как вы определяете свою позицию в творчестве?
Каждый за себя. Но для всех. Моя позиция — это я сам.
Василий Бархатов
Родился в 1983 г. Режиссер, постановщик ряда опер в Мариинском театре Санкт-Петербурга («Енуфа» Леоша Яначека, «Бенвенуто Челлини» Гектора Берлиоза, «Мёртвые души» Родиона Щедрина и др.), оперетты «Летучая мышь» Иоганна Штрауса в Большом театре, музыкальных спектаклей в Ростове-на-Дону и Иркутске. Опера «Братья Карамазовы» (Мариинский театр) удостоилась «Золотой маски-2009». В 2012-м дебютировал в кино — как режиссер-постановщик фильма «Атомный Иван». Режиссер телевизионных юмористических передач «Прожекторперисхилтон» и Yesterday LIVE.