«Путинский цикл только в середине». Литературный критик, редактор и ресторатор Александр Гаврилов читает документальные книги
Я читаю довольно много всякого разного, но запомнившихся художественных книг среди прочитанного нет ни одной.
1. Книжка, которая на меня произвела чрезвычайное впечатление, наверное, впервые за несколько лет, это работа отечественного автора Сергея Нефедова «История России. Факторный анализ». Он ученый, но книга удивительно доходчиво написана. Нефедов описывает три цикла, которые повторяются из века в век — демографический, технологический и асабию. Асабия — это термин, который означает воинскую сплоченность, коллективную солидарность, а развитие этого цикла в том, что лидер, захвативший власть в группе, ведет жесткую борьбу с теми, кто недавно был равным или почти равным. Этот цикл применим к тому, что с нами сейчас творится. Приход к власти кагэбэшников, их моральное разложение, постоянные попытки вернуться к прежнему единству… Хотя сейчас путинский цикл только в середине, даже еще не возникла мощная консервативная реакция, но если посмотреть на какую-нибудь сталинскую историю, то все аккуратненько укладывается в эту схему.
2. Не меньше впечатлило исследование Уильяма Митчелла под названием «Я++. Человек, город, сети». Был такой великий американский визионер Маршалл Маклюэн, который в большой мере обусловил то, как мы сейчас смотрим на технологическое развитие. Он сказал, что любая технология есть расширение человека. Подзорная труба становится понятна, когда ты видишь в ней глаз, только сильно улучшенный. Еще заметнее это на новых технологиях — без человека они ничто. Митчелл — такой поздний последователь Маклюэна. Тот описывал человека будущего из своих 60-х, а Митчелл констатирует то, что мы имеем, где мы оказались.
3. Книжка Марины Москвиной «Гудбай, Арктика» — это рассказ о путешествии на Северный полюс. Москвина — блестящий стилист, она изумительно чувствует русский язык и постепенно переключается с художественной литературы на тревелог. В последние десятилетия люди стали ездить намного больше, про путешествия пишут все, кому не лень тыкать пальцем в клавиши ноутбука, и жанр несколько обесценился. Москвина показывает, что если нет волшебства, преображения пространства в сказку, то нет и тревелога как такового. Она ученица и друг Юрия Коваля, это видно на каждой странице ее удивительно свежей и яркой книги.
4. Нашлись два человека, которые превратили британских поваров в звезд, британских едоков — в придирчивых эстетов, а еду — в содержательное культурное переживание. Это Джейми Оливер и Гордон Рамзи. Эти два повара не просто люди, которые знают, как приготовить картошку вкусно. Они учат жизни. В книге «Мировая кухня» Рамзи рассказывает о блюдах, привезенных им с разных концов света, а на самом деле адаптирует их, эта кухня сегодня уже не является типичной английской, или типичной русской, или какой-то еще, это авторская кухня Гордона Рамзи. В каком-то смысле Оливер и Рамзи в кулинарном варианте восстановили Британскую империю, они показали, что империя вбирает в себя все культуры, в том числе гастрономические. И это грандиозный вызов нашим кулинарным писателям, потому что русская империя нуждается в точно такой же работе. Если мы худо-бедно вобрали в себя южноазиатскую кухню, то на очереди — кухня Дальнего Востока, Сибири, Крайнего Севера. Это огромные территории, которые мы не только не видали в глаза, но и не пробовали на зуб.
5. Сергей Чупринин, главный редактор журнала «Знамя», выпустил «Малую энциклопедию русской литературы». Это результат более чем десятилетней работы. Поражает, какой многофигурный яркий мир она описывает. 561 литературная премия вручается в РФ. Мне кажется, что вся огромная литературная армия, будь она приставлена к какому-нибудь измеримому ремеслу, совершила бы огромный прорыв. А в литературе все это обилие недодает нам, читателям, того, о чем мы мечтаем — полноты, разнообразия, того, чем долгое время русская литература отличалась от всех остальных. Вот и в моем обзоре нет ни одной художественной книги.
Tweet