Танцуют все. Звезд первой величины собрала сцена Большого на юбилейный, XX фестиваль мирового балета
Приз «Бенуа де ла Данс», что каждую весну вручают лучшим балетным артистам мира, привычно называют «балетным Оскаром». Но в титуле больше красоты, чем точности. Номинантов на кинематографическую награду определяют американские гильдии, они же голосованием выбирают победителя. Решение может быть небеспристрастным, но уж непредставительным его никак не назовешь. С «Бенуа» иначе — все решает жюри: девять его членов (каждый год это разные люди, лишь председатель Юрий Григорович неизменен) сначала предлагают номинантов (по одному танцовщику, балерине, хореографу), а затем сами же определяют лауреатов. Периодически высокая коллегия принимает неочевидные решения. Тем не менее авторитет большинства входящих в нее почтенных звезд так велик, что балетоманы лишь пожимают плечами: мол, мэтрам виднее. В этом юбилейном для «Бенуа» году — ему 20 лет! — в жюри, кроме Юрия Григоровича, входят худрук Гамбургского балета Джон Ноймайер, худрук Вагановского училища Алтынай Асылмуратова, этуаль Парижской оперы Лоран Илер, прима Корейского национального балета Ким Чжу Вон, худрук Венского балета Мануэль Легри, великая итальянская балерина Алессандра Ферри и работающий в Бостоне хореограф Йорма Эло. За день до первого концерта «Бенуа» они отсмотрят записи номинированных спектаклей и определят победителей; собственно на церемонии в Большом театре 22 мая только вручат статуэтки, а уже затем для публики станцуют номинанты и лауреаты этого года. На следующий день, 23-го, концерт соберет лауреатов прошлых лет.
Авторы и идеи
Хореографов-номинантов в этом году всего пять — видимо, какие-то члены жюри совпали в своих пристрастиях. Россию представляет Борис Эйфман — его «Роден», прошлой осенью впервые показанный в Петербурге, действительно вышел очень удачным. Эйфман смог показать на сцене сам процесс творчества, а это, как известно, труднее всего. Сколько Пушкиных в отечественной театральной истории тупо грызли перья, сколько Чайковских возили неумелыми руками по клавишам роялей! Роден у Эйфмана из кучи сплетенных тел («глины») освобождает одну руку танцовщика — и создается полный эффект того, что эту руку он сейчас вылепил. Кстати, «Роден» — единственный спектакль из номинантов, который можно будет в Москве увидеть целиком, а не в отрывках — 24 и 25 мая театр Бориса Эйфмана танцует в Большом. Правда, здесь «Бенуа» уже ни при чем — спектакль привозит фестиваль «Черешневый лес».
Еще одна биография в балете — «Мария-Антуанетта», сотворенная Патриком де Бана в Вене. Главная мысль: неважно, чем занимается женщина, ее главное призвание — любовь; хореография розово-трепетна и трагична, как дамский роман. Один из мэтров американского модерна Лар Любович отмечен за «Вариации кризиса», поставленные в собственной балетной труппе — в интенсивных дуэтах, завораживающих острой графикой, мужчина и женщина переживают адскую усталость друг от друга и невозможность расстаться. Хореограф Чон Ый Сук и режиссер Даниэль Х. Пен номинированы за спектакль корейской компании современного танца «Арзид», который называется «Интервью с Исан Юнем», — и это самая радикальная из постановок шорт-листа, в ней скрещены танец и видеоинсталляции. А самая «старая» — «Ручей», его звезда Парижской оперы Жан-Гийом Бар поставил по мотивам Артура Сен-Леона, работавшего в середине XIX века в Петербурге. Сен-Леон хотел сделать спектакль в Мариинке, но дирекция тогда поскупилась на декорации (предполагалась арабская экзотика), и премьера состоялась в Париже. Спектакль не сохранился, но Бар, известный интересом к старым векам, восстановил все, что смог.
Приз «Бенуа де ла Данс» (Benois de la Danse) учрежден в 1991 г. в Москве Международной ассоциацией деятелей хореографии. Художественный руководитель проекта и председатель жюри — Юрий Григорович. Автор статуэтки приза — известный парижский скульптор
Игорь Устинов, представитель прославленного
семейства Бенуа.
|
Артисты и музыканты
В шорт-листе балерин — как хорошо известные в России танцовщицы («великая кроха» Алина Кожокару из Королевского балета Великобритании; перешедшая в этом сезоне из Мариинки в Большой Евгения Образцова; аккуратная парижская этуаль Летисия Пюжоль; правящая в Венском балете вагановская выпускница Ольга Есина), так и артистки, прежде в нашем Отечестве не появлявшиеся (пламенная Сара Мернс из New York City Ballet; прочерчивающая движение, как взлетающий истребитель, Кэтлин Брис Комс из Бостона; прима Корейского национального балета Ким Чжун Ги). Так же и с танцовщиками: все балетоманы знают про восходящую звезду Большого Владислава Лантратова, брутального бойца Гамбургского балета Карстена Юнга, добродушного голландского принца Мэтью Голдинга и, конечно, утонченную парижскую звезду Матиаса Эймана, а вот юного солиста New York City Ballet Чейза Финли и Ли Дон Хуна из Корейского национального будут разглядывать в первый раз и потому особенно пристально. В номинации «композитор», что появляется впервые, соревнуются сэр Пол Маккартни и Мишель Легран. Первый написал музыку для балета «Океанское царство», что был поставлен в New York City Ballet, второй — для спектакля «Лилиом» в Гамбурге. Оба знаменитых музыканта никогда прежде для балета не работали, любопытно будет услышать, что получилось.
„
Роден у Эйфмана из кучи сплетенных тел («глины») освобождает одну руку танцовщика — и создается полный эффект того, что эту руку он сейчас вылепил
”
День спустя
23-го — уже никаких обсуждений в партере (правильно кому-то дали награду или нет). 23-го на сцене — только народ, в прежние годы уже утащивший домой увесистую статуэтку. Светлана Захарова и Ульяна Лопаткина, Люсия Лакарра и Марлон Дино из Мюнхена, Мари-Аньез Жилло и Эрве Моро из Парижа, Бернис Коппьетерс из Монте-Карло, звезда фламенко Фернандо Ромеро, Алисия Аматриени Фридман Фогель из Штутгарта и многие другие. Компанию такого уровня не удается заманить в Россию ни по какому другому поводу.
Tweet