Умение выбирать. Даже в эпоху интернета не все научились находить и слышать новую музыку
У нашей аудитории издавна был довольно узкий выбор репертуара и исполнителей. Над этим потрудилось Министерство культуры СССР. В одну десятилетку — один набор исполнителей, имен десять-пятнадцать, в другую — другой, и тоже несколько имен. И вечный Кобзон. Как говорил недавно один старый русский рокер, проходя мимо концертной рекламы: «Мы уже состарились, а Кобзон все по улицам висит». Потом появились ВИА, вокально-инструментальные ансамбли, — тоже несколько официально популярных с пафосными названиями. Потом — рокеры, и выбор опять был невелик: «Кино», «Аквариум», «Зоопарк», «Алиса», «Странные игры», для отдельных ценителей — «Свинья» и «Автоудовлетворитель» — в общем, любой арт-колледж в британской глубинке и количественно, и качественно перешибет этот набор.
Обратная сторона скудного выбора — неумение публики выбирать из множества, когда это множество наконец пришло в нашу жизнь. А за неумением пришло и нежелание выбирать. Именно поэтому реальную кассу у нас могут собрать только несколько имен из гастролеров, да и те из глубокого прошлого. Кто мог представить, что группа Nazareth до сих пор будет гастролировать по России и ее музыканта хватит кондратий аж на Сахалине? Но как же, в подсознании местной аудитории все еще крутится десяток имен: Deep Purple, Nazareth, Queen, ABBA и Depeche Mode с Aerosmith. С некоторым допуском, но каждый из нас знает этот наборчик. Но удручает не наборчик, а неготовность воспринимать новое именно тогда, когда интернет дал возможность слышать сотни и тысячи потрясающих исполнителей со всего мира. Для этого, конечно, надо проделывать над собой некоторую работу. Можно начать с простенького.
Marina & The Diamonds, Electra Heart, 2012
Можно считать, еще одна группа с яркой девушкой-солисткой (Florence + The Machine, Pearl And The Puppets и т. д.). Марина Диамандис, девушка из греческо-валлийской семьи, утверждает, что она прямиком из Древней Греции. Но у музыкантов — собственные «телеги». Первые записи Марины были довольно эклектичными. Второй альбом — более модный и менее занудный. Поначалу певица утверждала, что ее основные идеалы в музыке — Бритни Спирс и Гвен Стефани. На втором диске видно, что ее голос раскрывается и она уже работает в более продвинутом русле, например, в русле Лили Аллен (которую у нас более-менее знают) или Кейт Нэш (которую уже почти не знают). Перед альбомом был выпущен сингл «Примадонна» — танцевальный номер, рассчитанный на попадание в хит-парады, вполне в духе последних работ Кети Перри. Максимум, чего песенка достигла, — третьего номера в ирландском хит-параде и одиннадцатого в британском. Радостно за наших словацких друзей — у них эта композиция не поднялась выше сорок пятого места. О судьбе композиции в русских хит-парадах даже не хочется задумываться. Хотя бы потому, что сама институция хит-парадов на местных радиостанциях полностью скомпрометирована корпоративными сговорами, взятками и тотальным враньем.
Слушая дальше, например песенку Living Dead, понимаешь, что Марина уходит от своих фортепианных сочинений и нацеливается на чистый коммерческий успех. Удачи девушке!
Unknown Mortal Orchestra, 2011
Была такая довольно агрессивная группа Mint Chicks, и ею руководил Рубан Нельсон. Когда она развалилась, Рубан собрался было уйти из музыки, но потом случайно собралась международная команда в Портленде из трех человек, и мы получили одну из самых интересных групп Unknown Mortal Orchestra. И вроде бы прифанкованная (Ffunny Ffriends), грязно звучащая (Bycicle) музыка с обилием электроники и гитар, но запоминается она не только звуковой картинкой, но и необычными мелодиями, которые выдают недюжинный композиторский талант. От этого время от времени несет психоделикой ранних Pink Floyd (еще одно имя в коротком списке вечных непререкаемых авторитетов на нашей территории). И это совершенно неожиданно. Хотя, конечно, можно вспомнить более актуальные корни — например, группу Flaming Lips, но боюсь, что эта альтернатива, которая трудится уже с 80-х годов, — слишком модная и слишком молодая для местной публики. И не может выступать в качестве авторитета. Это же не Smokie, которые у нас работают на кремлевских «корпоративах».
Даже если в каталоге Unknown Mortal Orchestra этот альбом останется единственным, все равно его будет интересно послушать несколько раз.
Allo Darlin’, Europe, 2012
Лондонская группа, которую публикует американский лейбл. Хотя в наше время сложно понять, кто что публикует, если второй альбом этой группы просто выложен на платформе Soundcloud — слушай не хочу. Вокалистка Элизабет Моррис не только милым голоском поет про любовь да еще и с австралийским акцентом, но и явно эксплуатирует моду на укелеле. Это такая примитивная четырехструнная гитара, на которой играют все, начиная с Пола Маккартни и кончая Ukelele Orchestra of Great Britain. Заглавной песенкой альбома считается Tallulah. К словам я не прислушивался, но Талула — это выдуманная певица из сериала «Доктор Ху». Ну и колдунья из «Смурфиков», конечно.
Если понравится группа, то советую послушать также Tender Trap Амелии Флетчер, которая сваяла уже три альбома, последний из которых, Dansette Dansette, вышел в 2010-м.
Anathema, Weather Systems, 2012
Если под сладкий лепет укелеле вы соскучились по настоящему року, то ливерпульская группа doom-рока может вас и разбудить. Я понимаю, что в этом стиле у нас больше известны такие команды, как Paradise Lost или даже My Dying Bride, но на самом деле ливерпульцы из Anathema, раньше банально называвшиеся «Языческий ангел», будут поважнее — для разработки новых граней жанра и нового к нему отношения. Они между делом достигли вполне коммерческих высот еще в предыдущих альбомах, несмотря на то что официально выпускают их с 1992 года. На новом диске они показывают, каким бы смог стать прог-рок, доживи он до XXI века — и у них кроме рояля и акустических гитар появились звучания струнных, но на удивление без банальностей и пошлости.
Tweet