Джазовое вступление. 2 и 3 июня в подмосковной усадьбе «Архангельское» состоится девятый международный фестиваль «Усадьба. Джаз», а в Московском международном Доме музыки с 5 по 22 июня пройдет фестиваль «Африка—Америка». Лет десять назад в мировой кухне появилась еда в стиле фьюжн — совмещение несовместимых ингредиентов. На этих фестивалях ожидается что-то вроде фьюжн для ушей. Дегустация обещает быть интересной
Самый интригующий проект фестиваля «Африка—Америка» в Московском международном Доме музыки — MoZuluArt. В нем сочинения гениального венского классика соединились с традиционной музыкой зулусов.
Идея дерзкая, а воплощение — деликатное, тонкое. Придумали это австрийский пианист Роланд Гугенбихлер и госпел-трио Insingizi из Зимбабве. Иногда они выступают вчетвером, нередко — с Венским симфоническим оркестром, солисты которого приедут и в Москву.
«Эта история началась в 1995 году, — рассказывает Роланд Гугенбихлер. — Трое жителей Африки — Рамаду, Вуза Мхайя и Блессинг — покинули родные края и отправились в Австрию. Идея сделать что-нибудь совместное с европейскими музыкантами родилась у них после почти десяти лет жизни в Вене. Поскольку главным австрийским брендом всегда был Моцарт, то выбор был очевиден. Им осталось найти лишь пианиста, который не был бы равнодушен к музыке Африки. И они нашли меня. Надо сказать, то, что они делали, произвело на меня неизгладимое впечатление! Мне никогда ранее не доводилось слышать ничего подобного».
„
”
Моцарт для начала удивился бы, а потом — он же был веселым человеком — начал бы вместе со всеми кивать, прихлопывать и притопывать в такт своим произведениям вместе с публикой
”
Когда Роланд Гугенбихлер справился с культурным шоком, он предложил музыкантам совместную работу. Они начали писать и аранжировать песни. Работали очень тщательно, все-таки микст Моцарта и африканских мелодий — очень специфическая вещь, и чтобы выносить его на суд публики, нужно было добиться безукоризненного звучания.
Свою первую программу музыканты сыграли в ноябре 2005 года в концертном зале Венского радио. Затем перед 50-тысячной аудиторией исполнили с Венским симфоническим оркестром народную песню Bheka kimi. И это был триумф, который очень впечатлил и музыкантов, и публику. С тех пор MoZuluArt успешно выступает со струнным квартетом музыкантов Венского симфонического. Получился интернациональный коллектив. Певцы — из Зимбабве, первую скрипку в струнном квартете играет Кристиан Ненеску из Болгарии, вторую — Ванг-Ю Ку из Тайваня, на альте играет Гейза Юрс из Австралии, на виолончели — Арне Кирхер, австриец, как и Роланд Гугенбихлер.
«Мы экспериментируем только с Моцартом, — говорит Роланд. — И нам кажется, что он бы одобрил нашу работу и оценил то, как мы вписываем его произведения в контекст музыки зулу. Мы стараемся переплавить эти два стиля и создать оригинальные композиции, которым не изменяет чувство вкуса и хорошо слышно авторство. То, что мы делаем, иногда называют музыкальным кроссовером. Но ведь все музыканты испытывают разные влияния».
«Мне кажется, Моцарт для начала удивился бы, — вмешался в разговор Вузу, — а потом — он же был веселым человеком — начал бы вместе со всеми кивать, прихлопывать и притопывать в такт своим произведениям вместе с нами и публикой».
Габриэль Гудман: «Иногда я музыку слышу во сне»
В «Усадьбе» ожидают полсотни джазовых коллективов и много ярких звезд. Одна из них — американка Габриэль Гудман, которая также выступит в Москве с сольным концертом. Известность певице принес легендарный джазовый фестиваль в Ньюпорте, где ей стоя аплодировали 15 тыс. зрителей.
У вас известная джазовая фамилия. Вы из династии музыкантов или это просто совпадение?
Моя настоящая фамилия Банн, говорят, мои предки занимались кофе. К сожалению, у меня руки пока не дошли разобраться со своей родословной. Гудман — это фамилия моего бывшего мужа. Я работала много в Нью-Йорке и в турах с Робертой Флэк и Чакой Хан, мы в то время с мужем развелись, но мое имя было уже на слуху. Поэтому я решила его не менять.
А откуда любовь к музыке?
Она была в моей жизни всегда. Папа был уважаемым джазовым музыкантом, тромбонистом из Балтимора, мама была певицей. Она пела классику. Можно даже сказать, что не я выбрала музыку, а она меня. Даже в раннем детстве я знала, что буду петь.
У кого учились?
Я много слушала разной музыки в исполнении и джазовых певиц, и классических. Мне очень нравился вокал Эллы Фицджеральд, я люблю Марию Каллас. После консерватории я училась классическому пению в Пибоди, увлеклась джазом, ритм-энд-блюзом, стилем госпел, слушала других певиц, делала транскрипции и пела сама. Чтобы состояться, музыканту, кроме окружения и таланта, нужны настойчивость и дисциплина.
Поете, преподаете в колледже Беркли, сочиняете музыку, пишете книги. Как удается совмещать разные виды деятельности?
Композиции я никогда не училась, это пришло само собой. Иногда я музыку слышу во сне. Это подарок судьбы. Для меня большое удовольствие писать композиции для Чаки Хан и Роберты Флэк. Я очень горжусь тем, что они исполняют и записывают мою музыку. Чака записала You Can Make The Story Right и попала в десятку топ-чарта журнала Billboard. Я рада возможности преподавать. В Беркли работаю уже тринадцать лет и горжусь своими студентами, талантливыми и упорными. Для них я написала книгу о вокальной импровизации, использовании технических приемов в разных музыкальных жанрах. В ней, кроме советов, есть практические задания вроде скороговорок Эллы Фицджеральд. У меня были мастер-классы в Испании, в Тринидаде, Боготе, во многих городах Америки.
При такой загруженности как-то неловко спрашивать вас о свободном времени.
Напрасно. Я очень люблю вязать, смотреть фильмы и готовить. И танцевать. Скажу по секрету — очень хочу научиться танцевать сальсу. А еще хочу побывать в Кремле и на Красной площади.
Tweet