#Культура

Соцреализм в интерьере

2012.06.03 |

Александр Шаталов

56-01.jpg
«Тотальная живопись. Битлз в Москве», 2004

Соцреализм в интерьере. В центре современного искусства «Винзавод» проходит ретроспектива произведений творческого дуэта Александра Виноградова и Владимира Дубосарского 
56-02.jpg
«День мента», 2010

56-03.jpg
«На пленэре. Картина для школы», 1995
Виноградов и Дубосарский создают картины, опираясь на воспоминания своего советского детства и юности, но подкрепленные гламуром девяностых, который воспринимается сегодня уже и не пошло, а снисходительно и даже доброжелательно. Их первоначальной задачей было вдохнуть в картину (многие критики в тот момент утверждали, что картина как художественная форма уже себя исчерпала и должна уступить место инсталляциям и прочим художественным действам) новое дыхание, используя при этом традиционную манеру позднего соцреализма, но наполнив ее иронией, благодаря чему даже советские штампы воспринимаются скорее с любопытством, чем с раздражением. Но это только в том случае, конечно, если зритель лишен подобострастного отношения к советскому прошлому. Если бы некоторые из знаменитых картин дуэта были созданы не 20 лет назад, а сегодня, то определенно вызвали бы гнев околоцерковной общественности. Однако тогда, когда они создавались, церковь еще не вмешивалась в жизнь государства и уж тем более не претендовала на то, чтобы диктовать писателям, художникам и режиссерам, что и как именно им делать в их профессии. Например, сцены из фильма 30-х годов «Кубанские казаки» под кистью насмешников превращаются в эротическое шоу на гигантском триптихе «Праздник урожая»: усатый комбайнер в фуражке под Григория Мелихова из «Тихого Дона» на обочине колхозного поля занимается любовью с чернобровыми казачками. Получились почти сомовские «Занавешенные картинки» с поправкой на реалии ХХ века. Нарисованная с реалистической четкостью картинка выставлялась на аукционе Sotheby’s за $350 тыс.
56-04.jpg
«Свадьба/Happy Day», 1995

56-05.jpg
«Миллион алых роз», 1995
Пропала Алла

Работать вместе Александр Виноградов и Владимир Дубосарский начали в 1994 году. «Мы с Виноградовым решили создавать картины, которые будут понятны массам. Поэтому взяли за основу язык советской живописи — соцреализм. Именно этот язык адекватно воспринимало большинство жителей нашей страны».

Первым проектом художников стала работа «Пикассо в Москве». Художники вспомнили, что в 1950-х годах в Москве проходила выставка Пикассо, и нарисовали своего рода парадный портрет. Вслед за которым последовала еще серия подобных двухметровых портретов, включая портрет обнаженной Аллы Пугачевой, «купающейся» в «миллионе алых роз». Сначала Пугачева была возмущена, но ей объяснили, что ее таким образом сравнили с древнегреческой богиней Венерой, и она «простила» художников. Сегодня «обнаженная Алла» с мраморным бюстом Филиппа Киркорова на заднем фоне украшает частную коллекцию и пропала из выставочных залов. Следом за Пугачевой пошли и другие картины, выполненные в жанре соц-арта, на которых авторы произвольно соединяли вместе реальных персонажей, помещая их в демонстративно вульгарный попсовый контекст. Например, в проекте «Тотальная живопись» на залитом солнцем берегу Волги в окружении экзотических птиц и животных отдыхают обнаженные Ахматова, Цветаева, Достоевский, Маяковский, Толстой, Гоголь. Художники уверены, что для массового сознания все эти герои и есть русская литература, которую вполне возможно собрать вместе на картинке, почти как в школьном учебнике. Одним из любимых персонажей этого периода становится Арнольд Шварценеггер, которого они изображают в русских ситцевых трусах, окруженным маленькими детьми — почти Ленин на елке. На огромном полотне «Свадьба» (6х4 метра) художники аллегорически изобразили свадьбу Восточной и Западной Германии, которую благословляет Гельмут Коль, а в небе среди ангелов и цветов парит Михаил Горбачев.
 

Если бы некоторые из знаменитых картин дуэта были созданы не двадцать лет назад, а сегодня, то вызвали бы гнев околоцерковной общественности    


 
56-06.jpg
«Поцелуй», 2003
Трудовой заказ

Серию работ художники сделали в рамках иронического проекта «Картины на заказ». Для турагентств они нарисовали «Птицу-тройку» с вампирами (такой, по их мнению, Россия представляется иностранцам). «Завтрак на траве» (отсылка к знаменитому полотну Эдуарда Мане, на ней изображены обнаженными знаменитые французские художники, начиная с Ван Гога, в окружении голых красавиц и тропических животных) приобрел Центр Жоржа Помпиду в Париже: с прицелом на него, скорее всего, картина и писалась. После этого цены на работы Дубосарского и Виноградова решительно пошли вверх. В 2007 году «Ночная тренировка» была продана на аукционе в Лондоне за £132 тыс. В основе замысла была идея тиражирования однотипных сюжетов якобы анонимными художниками. Причем все картины должны были быть написаны в манере позднего соцреализма. Частично это удалось. Правда, не все заказчики оставались довольны. Так, не дошел до адресата портрет бывшего «начальника Чукотки» Романа Абрамовича. Несмотря на то что у ног героя радостно копошились волк и лисица, а от человеческого тепла и доброты вдруг расцвели подснежники, заказчики попросили уменьшить слишком пухлые щеки героя, потом — увеличить количество волос на голове… Портрет вроде бы имениннику так и не достался. Для выставки в Монако художники подготовили проект под названием «На районе» (On the Вlock) — детали повседневной жизни жителей города Химки, где живут живописцы. Получилась вполне современная этнография, например, портрет девушки — участкового милиционера с внешностью голливудской звезды…
56-07.jpg56-08.jpg
56-09.jpg56-10.jpg
Без названия.Из серии «Девять обнаженных», 2005
Художники рисуют до сорока картин в год, цены на них сегодня меньше, чем были когда-то на западных аукционах. По разным причинам многие картины «зависли» в мастерской. Вот они и выставлены на «Винзаводе». Среди них есть отличные пейзажи, заставляющие вспомнить шестидесятые годы, и саркастические работы позднего периода. Рассматривая их, стоит держать в голове контекст, созданный плодовитыми авторами за последние годы, благодаря которому они стали современными классиками.




 
Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share