Выстрел из прошлого. При всем сумасшедшем изобилии новых групп и миллионах новых песен время от времени из нашего рок-детства всплывают какие-то монстры, про которых мы и думать-то забыли
Вдруг всплывают забытые понятия типа «концептуальный альбом» — кто сейчас будет сидеть и придумывать концептуальный альбом, тоже мне Beatles времен «Сержанта Пеппера»! Написали одну хорошую песню, потом другую. Как SMS или Twitter, формат современного сообщения не подразумевает тургеневского размаха мысли. Запулили в интернет песенку, а как там отзовется или не отзовется — посмотрим. Так что сегодня рассмотрим и старых, и новых.
Patti Smith, Banga, 2012
Бабушка всемирного панка Патти Смит не сказать что отжигает. Она вообще-то всегда была про другое, даже на сцене панк-клуба CBGB гордилась тем, что пишет стихи и только необходимость заставила ее писать на эти стихи рок-песни. Этот альбом удивил тем, что в нем, как в фамильном альбоме, будто бы записки о разных дорогих ей людях. Песни и речитативы иногда звучат как плач по ушедшим талантам. Начиная с песни Maria, посвященной Марии Шнайдер, которую весь мир знает по главной роли в «Последнем танго в Париже» Бертолуччи. Она оплакивает Эми Уайнхаус в песне This Is The Girl, она читает слова в музыкальной пьесе Tarkovsky (The Second Stop Is Jupiter), потому что это уже не песня. Amerigo, конечно, посвящена Америго Веспуччи, тут Патти пытается взглянуть на Америку его глазами. Да и альбом назван с приколом — «Банга», так звали собаку Понтия Пилата у Булгакова. И не обошлось без Нила Янга: она поет кваер на его After The Gold Rush, придавая песне какое-то экологическое, «зеленое» звучание.
Rumer, Boys Don’t Cry, 2012
Певица Карен Карпентер давным-давно умерла от анорексии. И вот из прошлого прилетел ее голос. Нынче он живет в теле девушки по имени Rumer. Эта англо-пакистанская певица — явно поклонница Берта Баккара, Карен Карпентер и Кэрол Кинг, оформивших звуковой ландшафт 70-х, как никто. Но она все делает настолько деликатно и тонко, что вопросов нет, только вздрагиваешь, услышав в современной записи такой явный привет от Карен с небес. Этот альбом — сборник каверов на песни Ричи Хейвенса, Айзека Хейса и даже Терри Рейда, которого когда-то прочили на место вокалиста в малоизвестную группу Led Zeppelin. Спокойное и экстра-профессиональное пение.
Rush, Clockwork Angels, 2012
Канадское трио Rush пережило всех и хоть как-то оправдывает пустоту и бессмысленность канадского рока, от которого даже Нил Янг сбежал. Эту группу основал еще в 1968 году некто Саша Живойнович, который в Канаде остроумно стал Алексом Лайфсоном. В 1974-м они поменяли барабанщика на нового, который и стал самым главным композитором группы — Нил Перт. Он рулит группой до сих пор. Еще в 70-е они начали создавать довольно претенциозные пластинки, слава Леннона/Маккартни не давала им покоя: даешь концепт! Мы же помним до сих пор альбом «2112» — футуристическое произведение на основе писаний Анны Розенбаум (Айн Рэнд). В 80-х, когда уже по миру прошелся панк-рок и монстры типа Yes и Led Zeppelin показались всем слишком заумными и сложными, группе Rush пришлось слегка ужаться, со времени альбома Permanent Waves они стали писать песенки покороче 15 минут. В 1981 году у них даже состоялся мировой хит «Том Сойер», с тех пор он является визитной карточкой группы. И вот — возвращение к концептуальной структуре, когда этого уже никто не делает. Это путешествие вымышленного героя по тропам мыслей и снов. Перт использует в текстах алхимические термины, мифы и создает атмосферу модной стим-панк-литературы. Но теперь не они делают музыкальный альбом на основе литературы, наоборот, по музыкальному альбому Перт и писатель-фантаст Кевин Джей Андерсон напишут книгу.
Tweet