На российские экраны вышел фильм, который остался почти незамеченным: «Жизнь других» немецкого режиссера Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка. Эта картина о том, как в ГДР предавали друг друга жены и мужья, коллеги и друзья, и о том, что у каждого есть выбор — остаться собой или уступить той жизни, которую тебе навязывают
Флориан Хенкель фон Доннерсмарк
специально для The New Times
Записала Анна Стеблова
На протяжении многих лет детские воспоминания подталкивали меня к созданию этого фильма. Это память о поездках в Восточный Берлин и ГДР. Когда мне было восемь, девять или десять лет, я наблюдал за взрослыми, которые не скрывали своего страха. Мои родители очень боялись, когда пересекали границу: они оба родились на Востоке, и поэтому полиция проверяла их более тщательно. А наши друзья из Восточной Германии боялись, когда кто-то видел, как они разговаривают с нами, западными немцами. Эти ранние переживания помогли мне найти правильный подход к моему фильму.
Ощутить дух той эпохи мне также помогли мои актеры, большинство из которых восточные немцы. Они поделились со мной личными воспоминаниями. Например, Ульрих Мюхе, который играет капитана Герда Вислера, обнаружил после падения Стены, что он был жертвой штази и что в 1980-м за ним шпионила его бывшая жена, с которой он в то время состоял в законном браке! Причем она шпионила не только за Мюхе, одним из самых знаменитых актеров ГДР, но и за другими артистами. Пытаясь опровергнуть очевидное, она заявила, что в штази «придумали ее файл». Она также выиграла в суде запрет на публикацию книги, раскрывающей детали этого заявления. Сила отрицания изумительна. Однако файл, касающийся ее участия, насчитывает 254 страницы и содержит детали ее работы на штази в качестве информатора на протяжении десяти лет! Томас Тиме, который играет министра культуры, покинул Восточную Германию в 1980-м, но его жизнь превратилась в ад с того момента, как он подал заявление на выезд из страны.
От Фолькмара Кляйнерта, сыгравшего в моем фильме, требовали, чтобы он стал информатором штази, и дали ему понять, что если он откажется сотрудничать с ними, то может забыть о своей карьере. Когда они позвонили ему в назначенное время, чтобы узнать о его решении, Кляйнерт прокричал «нет!» и повесил трубку. Они его больше не беспокоили, и он, тем не менее, стал одним из самых популярных актеров ГДР. Другой актер, Чарли Хюбнер, пригласил своего отца на премьеру фильма. Их вместе сфотографировали, и фотография появилась в прессе. В результате нашлись люди, которые узнали в его отце офицера штази. Теперь он ходит от дома к дому и извиняется перед людьми, которым причинил вред своими действиями.
Мир раскрывается для главного героя, Вислера, когда он начинает следить за актерами, которые живут в очаровательном Altbau (старый жилой дом), в типичной квартире старого Берлина с большими окнами, высокими потолками и скрипучими деревянными полами. Когда он затаился над их квартирой, используя чердак как пост для подслушивания, его мировоззрение зашаталось...
Легко сказать, что люди, задействованные в таких преступных организациях, как штази или гестапо, потеряли человечность, морально умерли и что у них нет возможности искупить свою вину. Однако из любого положения есть выход. Но когда ты в такой организации, как штази, то это, конечно, непросто. Именно поэтому такой персонаж, как Вислер, заслуживает восхищения. И именно поэтому меня разозлило, когда люди обвинили Стивена Спилберга в очеловечении нацистов. Они говорили: «Посмотрите, миллионы немцев вели себя как монстры, а вы нашли одного хорошего немца Шиндлера, чтобы снять о нем фильм». Но я думаю, что это все-таки правильный подход, потому что именно на таких людей мы должны опираться, говоря: «И ты тоже мог быть таким».