Закрытый показ. Киносообщество обсуждает запрет Министерства культуры прокатывать в России фильм сербской дебютантки Майи Милош «Клип», получивший зимой главный приз Роттердамского кинофестиваля — главного мирового смотра независимого и авторского кино. Это первый запрет художественного фильма в постсоветской России. Что нас ждет впереди?
«Клип» не только история сербской школьницы, которая от тоски (бесперспективность, отчаявшиеся родители, отец еще и смертельно болен) бросается во все тяжкие от наркотиков до секса и скрупулезно фиксирует свои похождения на камеру мобильного телефона. Это еще и печальный приговор провинциальной безысходности. А заодно — губительности окраинных школ, как у Валерии Гай Германики в фильме «Все умрут, а я останусь» и сериале «Школа».
Российский прокатчик фильма (уже показанного, кстати, на Московском кинофестивале) компания «Кино без границ» получила письмо от заместителя министра культуры Ивана Демидова, экс-ведущего поп-программы «Музобоз», странным образом назначенного курировать весь кинематограф РФ. В письме говорится, что министерство запрещает прокат картины в России, поскольку в ней демонстрируются сцены, содержащие нецензурную брань, употребление наркотиков и алкоголя, а также имеющие порнографический характер. Основание для отказа — Федеральный закон № 436-ФЗ от 29 декабря 2010 года «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», который вступит в силу 1 сентября (письмо датировано 10 августа).
Первая реакция
Запрет вызвал негативную реакцию альтернативного КиноСоюза. Его председатель Андрей Прошкин отправил Демидову письмо, в котором выразил недоумение в связи с инцидентом, поскольку тем самым нарушается п. 5 ст. 29 Конституции РФ о запрете цензуры.
Активно высказывался по поводу выходки министерства и глава компании «Кино без границ» Сэм Клебанов, он сказал The New Times, что, по его мнению, решение министерства — первая ласточка новой российской культурной политики. Министерство мыслит древними категориями: оно убеждено, будто способно запрещать фильмы. Но это иллюзия: запрещенный фильм получает дополнительную рекламу. Его выкладывают и начинают искать на торрентах.
Иван Демидов (слева вверху) обосновал цензурный запрет федеральным законом. На фото — кадр из фильма «Клип»
Прошкин и Клебанов не сказали о другом: письмо противоречит и закону, на который ссылается. В нем четко прописаны правила экспертизы продукции — хоть печатной, хоть телевизионной, хоть киношной. Эксперты (и не анонимные, а конкретные) обязаны обосновать, на основании чего выносят то или иное решение. Федеральные органы в лице того же Министерства культуры и лично Демидова сами лично экспертизу не проводят — они должны ее транслировать. Но в письме нет ни малейшей ссылки на произведенную экспертизу.
Сколько тебе лет?
Главная неоспоримая претензия к замминистра, которая прозвучала и в письме Прошкина, и в высказываниях Клебанова: почему «Клип» запрещен, а не получил от министерства возрастные ограничения? Дайте фильму рейтинг «Лица до 18 на просмотр не допускаются» — и закройте тему! Взрослые люди имеют конституционное право смотреть, что им хочется. Даже фильмы, которые продаются лишь в специализированных магазинах. Запрещать и убивать, по нашему мнению, нужно только детское порно и так называемые «грязные фильмы» с реальными убийствами, если их существование — не миф.
В каждой стране Запада своя система возрастных ограничений для кинопросмотра. Известнее и разумнее всех — американская.
Рейтинг G — фильм без возрастных ограничений. PG — рекомендуется родительский контроль. PG-13 — детям до 13 фильм нежелателен (сопровождение родителей). R — лицам до 17 обязательно сопровождение взрослого. NC-17 — лица до 17 лет не допускаются. Любой голливудский ролик начинается с демонстрации возрастного рейтинга, и кинотеатры жестко соблюдают пропускную систему на фильм, отсекая тех, кому нельзя, иначе штрафы. Причем присуждает рейтинги не государственная организация, которую всегда легко обойти или подкупить, а сама действуюшая внегосударственная киносистема. Конкретно — MPAA (Американская киноассоциация — у нас ее роль могла бы взять на себя Гильдия продюсеров). Тем не менее ситуация с рейтингами регулярно вызывает в Америке протесты, поскольку NC-17, по мнению кинознатоков, заставляет режиссеров подвергать свои помыслы самоцензуре, ведь при таком рейтинге не найдешь ни прокатчика, ни кинотеатры, которые (боясь потери прибыли) отважились бы показать твой фильм.
„
”
Поведение Министерства культуры естественно после процесса над Pussy Riot. Едва ли оно получило прямой приказ «не пускать», скорее перестраховывается, боясь оказаться под огнем новых хунвейбинов
”
У нас с рейтингами до сих пор бардак. В упомянутом законе, защищающем детей от внезапной вражеской идеологической атаки, говорится, что любая выходящая в РФ продукция, содержащая информацию (а информацию содержат даже йогурты и тени для глаз), будет иметь следующие градации: для детей до 6 лет, от 6 до 12, старше 12, старше 16 и «только для взрослых». Насчет «только для взрослых» в законе темень, но речь, судя по всему, идет о лицах, достигших 18-летнего возраста. Однако классификацию кинозапретов, вытекающую из закона, не найдешь ни на сайте Министерства культуры, нигде. Хотя, например, фильм «Рай. Любовь» австрийца Ульриха Зайдля, ставший одной из сенсаций последнего Каннского кинофестиваля (права на него в России принадлежат тому же «Кино без границ», что владеет и «Клипом»), только что получил от Министерства культуры РФ именно рейтинг «Лица до 18 не допускаются». Так отчего подобные ограничения не установили и для «Клипа»?
Самое смешное, что у нас и не надо запрещать такое кино, как «Клип», — его сами кинотеатры показали бы (не из-за цензуры, а из-за угрозы потери сборов) максимум раз в пяти местах России после полуночи. На Западе существуют особые залы для показа арт-хауса, система авторских кинотеатров и даже гигантских мультиплексов, где фильмы Звягинцева и Зельдовича крутят круглыми сутками. В Торонто круглый год действует синематека, как и в Мюнхене, Париже, Лондоне и ряде других городов. На фестивале в Торонто, который номер два в мире после Каннского, на все сеансы не допускают лиц до 18 — и это жестко, но правильно, ведь кино серьезная штука, зато отборщики могут не цензурировать свои программы. А у нас истребили даже развивавший вкусы молодежи Музей кино.
Реальные причины
Кажется, что подлинные причины запрета «Клипа» Министерством культуры — иные.
Во-первых, это проверка на вшивость. Если киносообщество проглотит запрет, то потом по отношению к нему можно творить беспредел. Михаил Липскеров написал в сообществе «КиноСоюз» в фейсбуке: «Господа, я не подстрекатель, но что-то с запретом Минкульта на фильм «Клип» делать надо. А то как-то стыдно будет… Потом и по нам (глагол подберите сами). Стоит только разочек стерпеть».
Во-вторых и в-главных, это, скорее всего, личный испуг министра культуры и его подчиненных. Перестраховка. «Клип», надо полагать, запретили не в последнюю очередь потому, что Сербия — «своя страна», и еще больше потому, что безысходная сербская провинциальная действительность и поведение школьников похожи на наши действительность и поведение, а вот упомянутый «Рай. Любовь» разрешили потому, что он, при всех торчащих в кадрах мужских членах, обличает Запад: наши престарелые женщины, даже если бы того хотели, не ездят в секс-тур в Кению.
Поведение Министерства культуры естественно после процесса над Pussy Riot. Едва ли оно получило соответствующий приказ, скорее перестраховывается, боясь оказаться под огнем новых хунвейбинов. Ведь православные дружины, комитеты бдительности, куклуксклановцы, которые в итоге, как собираются, выйдут на улицы Москвы (акциям типа сжигания портретов Мадонны телепиар обеспечен), явно будут заниматься не только охраной церквей, как обещают, но и общественной моралью вообще. В частности, афишей кинотеатров. А под влиянием комитетов бдительности можно полететь из кресел. В том числе министерских. Решиться этому противостоять? Проще запретить.
Tweet
Tweet