#Культура

Диверсификаторы

2012.09.30 |

Гордеева Анна

Танец как провокация

56-01.jpg
Литовский дуэт Fish Eye. «Нет места на парковке»
Диверсификаторы. В Костроме в шестой раз прошел фестиваль дуэтов современного танца «Диверсия» — детище двух энтузиастов, изменивших культурное пространство города. Вскоре их проекты увидит Москва

В обновленном Театре им. Гоголя, по словам Кирилла Серебренникова, будут идти не только его спектакли, но и постановки московской студии SounDrama, а также костромской труппы «Диалог Данс». Иван Естегнеев и Евгений Кулагин, руководители «Диалога», дважды становившегося лауреатом «Золотой маски», не собираются покидать волжский город — речь идет о том, чтобы регулярно показывать в Москве премьеры и расширять в столице те проекты, которые они делают дома.

С неба упали

Выпускник питерского университета профсоюзов (отделение хореографии) Естегнеев и питомец актерского отделения Челябинского института культуры Кулагин встретились десять лет назад в Петербурге на фестивале современного танца и, выяснив, что взгляды на театр у них совпадают, решили создать свою собственную труппу. А почему в Костроме — потому что в местный драматический театр по распределению попал Кулагин. О современном танце тогда в городе ничего не знали; когда состоялся первый концерт школы «Диалог Данса» (а начинать танцтеатр в прежде не танцевавшем города надо, естественно, со школы), одна из местных газет предположила, что ворожившая на сцене руками девушка уговаривает народ вступить в какую-то секту. Непросто было все, начиная поисками зала для репетиций, но «Диалог Данс» развернулся, и сейчас это не только мощная школа, но и ежегодный фестиваль, и арт-площадка «Станция», где происходят события, связанные не только с танцем, но и с кино и другими видами современного искусства. В день открытия первого феста «Диверсия» (ничего террористического; ди-версия — варианты дуэтов в танце) на дереве у Театра им. Островского, где тогда проходил фестиваль, висел запутавшийся в стропах кукольный парашютист. Парни, десантировавшиеся в Кострому, умеют посмеяться над собой.

56-02.jpg
Евгений Кулагин (слева) и Иван Естегнеев
Палочками и кулаками

«Диверсия» в этом году привезла дуэты из Швейцарии и Литвы, Израиля и Чехии и, конечно, не забыла об отечественных сочинителях современного танца (контемпорари) из Питера и Екатеринбурга. Ни одного прокола, ни одного провала, Естегнеев и Кулагин год за годом выбирают для показа лучшие постановки, и это еще один плюс их привлечения в Москву: они хорошие отборщики. Цель «Диверсии» — показать разнообразие мира через разнообразие дуэтов; сейчас, когда в самых разных областях все чаще звучит мотив «можно только так и никак иначе» — эта работа очень важна.

Танец может быть брутальным, начинаться практически с драки: когда зрители входят в зал, чтобы посмотреть спектакль литовского дуэта Fish Eye, два танцовщика — Петрас Лисаускас и Дариус Берулис, сцепившись, катаются по полу, швыряя друг друга так, что того и гляди пробьют перекрытие и свалятся на нижний этаж, в мирные офисы под «Станцией». «Нет места на парковке» — так называется их спектакль — о соревновании отца и взрослого сына; о детском подражании сына отцу и воинственном отказе от подражания, об ужасе, который охватывает родителя, когда вымахавший ребенок начинает двигаться иначе, чем папаша, и о тайных сантиментах, заставляющих кидаться в явный мордобой.

А рядом — тонко-ироничная «Еще одна история о палочках» швейцарского дуэта Т42 (Tea For Two); дуэт этот образуют француз Феликс Дюмерил и японка Мисато Ину. Это танцповествование о том, как тихая восточная девушка, которой вроде бы предназначено быть жертвой (в фонограмме усмешливо поставлена ария из «Мадам Баттерфляй»), «строит» европейца. Герой вслух витийствует про «культуру», «музыку», «глобализацию», носит на себе жесткое пальто-шинель, как домик улитки (можно спрятаться с головой — оно будет стоять), и, сняв ее, сражается с этой шинелью, хранящей форму тела: колотит ее воротником (то есть головой) по полу, протестуя против навязанной с детства роли. А девушка мягко двигается, течет по сцене и мгновенно устанавливает свои правила: и вот уже герой сидит в японском наряде, учится управляться с палочками и вполне счастлив.
56-03.jpg
Дуэт из Екатеринбурга — Анна Щеклеина и Александр Фролов

Хуже Шнитке

Десять лет труппы «Диалог Данс» в Костроме — это поколение, выросшее с европейским представлением о театре. Это видно (и слышно) в мелочах: как, например, грамотно публика реагирует на долгие паузы на сцене; как смотрит что-то новое и прежде незнакомое ей. На нынешней «Диверсии» гастролировал чешский дуэт Maia production со спектаклем Planetoid LV426 — суровые ригористы, ничем не стремящиеся облегчить зрителям восприятие их работы. Медленная, будто в меду протекающая гимнастика: вот парень и девушка встали рядом и замерли с поднятыми вверх правыми руками, то глубоко склоняются, полоща руками воздух, то волнообразно прогибаются телом, при этом опускаясь вниз — чистое исследование человеческого движения и попытка выяснить, сколько же в наш век в этом движении человеческого, а сколько — навязанного машинной цивилизацией. В фонограмме у них что-то завораживающе дребезжало, грохотало и постукивало, зал внимал сосредоточенно и серьезно, и только случайно забредшая пожилая пара в дальнем ряду возмущалась, что это «даже хуже Шнитке».

Но уважение уважением, а любовь любовью: самую звучную овацию на фесте получил дуэт из Екатеринбурга. Анна Щеклеина и Александр Фролов играли нечто вроде танцевального аналога stand-up comedy: вместе были собраны и зарисовки с репетиций, и откровенные гэги, и мгновенные переходы от намечающейся трагедии к хохме. Вот герой вспоминает вслух: «Я должен был пойти к врачу, потому что у меня на плече появилось пятнышко и оно увеличивалось… ну, так бывает» — и зал замирает в нехорошем предчувствии. И тут же финал фразы: «И когда я пришел к врачу, он сказал, что это шоколад», — облегченный буйный хохот в публике. Современный танец — занятие веселое, умное и ничуть не чопорное, объяснила костромичам «Диверсия». Будем ждать проектов «Диалог Данс» в Москве — здесь веселых и умных зрелищ не так уж много.

Фото: Алексей Сулима, Андрей Мигунов



Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share