#Культура

Территория без границ

2012.10.05 |

Гордеева Анна


Территория без границ. Самым интригующим спектаклем фестиваля «Территория», придуманного семь лет назад Кириллом Серебренниковым и Евгением Мироновым, станет «Па-де-де с экскаватором» в парке им. Горького. Смотр экстравагантного искусства завтрашнего дня пройдет с 8 по 19 октября в Москве

54-1.jpg
«Па-де-де с экскаватором» зрители смогут бесплатно посмотреть в парке им. Горького

Впечатление такое, что собирающимся на ежегодный смотр режиссерам и актерам кажется, будто словом слишком легко обмануть. Телом — сложнее, поэтому все большую часть программы занимают танцевальные спектакли и постановки, существующие на грани: гибриды драмы и цирка, оперы и танца, мультимедийные перформансы. Заявленная цель «Территории» — взглянуть на «искусство сейчас» и на «искусство завтра»; про сейчас говорят спектакли в афише, про завтра — мастер-классы, устраиваемые для провинциальных студентов театральных вузов, которых фест приглашает в Москву на эти дни. (Дважды — в 2009 и 2011 годах «Территория» целиком выезжала в провинцию, сначала в Пермь, потом в Казань, но Москва все же остается ее главным местом.) Идея состоит в том, что курсанты оценят революционные идеи сегодняшнего дня и завтра совершат переворот в своих родных театрах. Московский же зритель не только получает возможность посмотреть несколько нескучных спектаклей в Театре Наций и на арендованных им площадках, но и может заглянуть в театральное будущее, которое организаторы фестиваля придумывают для страны.

Поколение без сказок

Центр внимания в этом будущем может сместиться с танцовщика или хореографа на аудиовизуальные эффекты — как в спектакле «Смертельный двигатель» австралийской компании Chunky move, открывающей фест 8 октября. Шесть артистов не блещут техникой, худрук Гидеон Обарзанек не может похвастаться изобретением новых движений, зато зрителя захватывают адский ритм представления, атакующий свет стробоскопа и сотрясающий уши звук. При помощи довольно простых приемов сочетания звука и света постановщик добивается полного эмоционального подчинения публики, и фокус в том, что когда человек через час выходит из зала, он задумывается о том, кому же это он подчинялся, а подумать об этом никогда не вредно. Еще один спектакль, похожий не на уютные спектакли-приятели, привычные нашей обыденной жизни, а скорее напоминающий выскакивающего из-за угла незнакомца, что кидается к тебе и начинает что-то мрачно и яростно втолковывать, привезен из Италии — это Grimmless команды Ricci/Forte. Небольшое повествование о поколении, что живет без сказок (БезГриммье) и отчаянно хочет сбежать от реальности в выдуманный мир. Постановщики Стефано Риччи и Джанни Форте выдают очень красивую картинку с выкрашенными золотой краской телами и рассыпанными по сцене яблоками и увлеченно творят натуральный фильм ужасов, будто пощечины раздают эскапистам: не смей бежать от реальности, не смей! Организаторы даже выставляют спектаклю «18+» — впрочем, тут виной и обнаженная натура.

54-3.jpg
Сцена из спектакля «Смертельный двигатель» австралийской команды Chunky move
Место для мастера

Главная часть мультимедийного перформанса «Полнолуние», поставленного Филиппом Григорьяном, — сорокаминутное соло танцовщика Такетеру Кудо. Это танец буто. Искусство это возникло в Японии после Второй мировой как реакция на катастрофу Хиросимы и Нагасаки: артисты, решившие, что все зло от цивилизации, отправились в деревни и леса, устремившись к естественности. Подражание в пластике корням, ветвям, листьям… медленное дыхание земли виделось спасением. А на «Территории» монолог Такетеру Кудо, одного из выдающихся сегодняшних мастеров, становится не только демонстрацией непривычного широкой публике искусства танца, но и свидетельством того, что настоящее мастерство адепты театра будущего тоже чтут. О том же самом говорит и включение в афишу Circo Ambulante в постановке Андрея Могучего и Максима Исаева. Январскую премьеру Театра Наций, в которой смешались тираноборческие мотивы и хохмы уровня третьего класса средней школы (главная героиня незадолго до финала буквально берет злодея за яйца — впрочем, это не показано, лишь рассказано), трудно назвать великим свершением, но Лия Ахеджакова в главной роли неподражаема.

54-2.jpg
Grimmless команды Ricci/Forte — спектакль для взрослых

Режиссерское же мастерство будет демонстрировать Кирилл Серебренников — как бы он ни обрушивался в своих монологах на застылый драматический театр, сам-то он прекрасно собирает спектакли, работает с текстом и актерами. На «Территорию» приедет Национальный театр Латвии со сделанным им «Войцеком» Георга Бюхнера. Разумеется, действие старой пьесы перенесено в наш век, и Войцек вместо забитого солдата оказывается чернорабочим, согласившимся, чтобы в некой галерее современного искусства на нем ставили эксперименты, но можно не сомневаться в том, что трагическая суть истории, отчаянный ее месседж Серебренниковым потерян не будет.

Незавершенка

В театре будущего (что начинается сейчас, и тому уже есть свидетельства) в большей степени станет популярен жанр незавершенного спектакля — work in progress. На фестивале нам покажут три сцены из оперы Ольги Раевой на либретто Владимира Сорокина «Сны Минотавра», которая будет поставлена целиком лишь в 2014 году; аж три режиссера (Екатерина Василёва, Кирилл Вытоптов и Илья Шагалов) попробуют превратить эти сцены в спектакль. Их участь облегчает то, что это действительно «сны» и они друг с другом не очень связаны — но музыка едина и весьма непроста. Еще одной чертой будущего театра станет его экспансия на прежде нетеатральные площадки. Так, один из самых занятных спектаклей феста, «Па-де-де с экскаватором», будет проходить в парке Горького, на Фонтанной площади. Этот дуэт, в котором танцовщик и мощная машина (настоящий экскаватор) становятся то друзьями, то любовниками (актер потрясающе обмирает в горсти колоссальной железяки!), 14 октября можно будет посмотреть в ЦПКиО бесплатно. А в финал феста поставлен жизнеутверждающий алжирско-французский проект «Ния»: соединяя «Болеро» Мориса Равеля и песни Урии Аичи, лионский хореограф Абу Лаграа с десятью алжирскими танцовщиками ставит историю об оптимизме, преодолевающем самые мрачные обстоятельства. По словам хореографа, «Ния» — это арабское слово, обозначающее факт доверия к жизни; важная вещь, на которой держится мир.




Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share