#Суд и тюрьма

Голубой «мармелад»

2009.09.23

Вы знаете, а геям одиноко. Лежат они, обнявшись и тоскуя, мечтая о любви, ее не получая. В ночные клубы ходят беспрестанно и алкоголем заливают горе. Вот Коля Юру полюбил — и что же? Коварный Юра только денег хочет, предательски целуя Колю в губы. Страдает Николай, любовью пораженный, и доллары на юного красавца тратит. Вот старый гомосек Ренард: в глазах — тоска, в руках — презервативы. Студента-музыканта — невинного Илюшу из провинции далекой — замыслил погубить развратник подлый. В машину он его сажает, шампанским угощает и... О ужас!

Примерно так можно описать премьеру в театре «Практика» — постановку со сладким названием «Мармелад» и подзаголовком «Спектакль про геев». Геев играют женщины, да и пьеса эта написана женщиной: Ольга Погодина-Кузьмина внезапно ощутила себя драматургом и написала пьесу «Мармелад» за две недели. Рецепт приготовления таких пьес прост: берем на выбор геев, проституток, лесбиянок или, на худой конец, серийного убийцу, добавляем щепотку тоски, заправляем все это молодежным сленгом — и продукт готов. Остросоциальная пьеса про жителей современного мегаполиса готова к постановке. Неважно, что ее стиль абсолютно подобен трепотне по телефону или в чатах, а смысла не больше, чем во фразе «солнце всходит и заходит». Главное — тема. Хотя такой тематикой теперь мало кого можно удивить.

Период шока, когда на сцене показывали однополую любовь, давно позади. После Романа Виктюка, который заявлял, что важна лишь любовь, а между кем и кем — вопрос десятый, никто в нашем театре, по сути, к «голубой» теме ничего не прибавил. Она становилась все более банальной, а пьеса «Мармелад» лишь подытожила тривиальность всего этого театрального гей-парада. Сколько ни говори «халва», во рту слаще не станет, сколько ни рассуждай о гей-культуре, а спектакль есть спектакль, и про геев он или про птиц, от него в первую очередь требуется смысл и художественность, а уж потом социальный пафос, документальный подтекст, яркие проявления толерантности и тому подобные прекрасные вещи.

Наш театр застрял где-то между тем, что Оскар Уайльд называл «рабским преклонением перед фактами» и воплощением эстетических высот и красот, которые не имеют никакого отношения к тому, чем мы сегодня живем. Ты приходишь в театр, и на тебя либо вываливают необработанные куски так называемой «реальной жизни», либо приглашают в такую красивую сказку, что становится тоскливо с самых первых минут. Художественная переработка действительности, мощный авторский взгляд на то, что с нами происходит, — случай все более редкий.

Безусловно, нужны эксперименты и связанные с ними ошибки и поражения — в этом смысле к театру «Практика» претензий быть не может. Вопрос в другом: когда маргинальные персонажи стали культовыми, а все темы, бывшие когда-то запретными, оприходованы буржуазным театром, что делать тем, кто претендует на нетривиальное высказывание? Возвратиться к тому типу театра, который, как говорил Гоголь, «кафедра, с которой можно сказать много добра», уже невозможно. Продолжать создавать остросоциальные документальные произведения, об искусстве думая в последнюю очередь, вряд ли перспективно.

Тексты, подобные «Мармеладу», скоро станут такой же банальщиной, какой раньше были пьесы про ударный труд и борьбу за мир во всем мире. Гомосексуалы скоро приравняются к сталеварам, проститутки — к трепетным девушкам, верным идеалам социализма, серийные убийцы — к председателям райкома, а лозунг «Гей, славяне!» будет звучать столь же банально, как призыв «Ребята, давайте жить дружно!»

Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share