#Скандал

#Только на сайте

Великан в аренду

2013.01.20 |

Франсуа Бонне, Париж

Зачем Депардье российский паспорт

The Nеw Times разбирался в феномене актера, поменявшего французский паспорт на российский

В подготовке материала принимал участие Борис Юнанов

36_02.jpg
«Целую тебя. Я расскажу о тебе во всем мире благодаря нашему другу Владимиру Путину, нашему другу Николаю (Бородачёву. — The New Times) и нашему другу Арно (Фрилли. — The New Times). Я благодарю тебя за возможность произнести слова, которые всегда были для меня такими трудными: «любить», «любовь» и «я вас люблю». Ж. Депардье. (Из письма губернатору Мордовии Владимиру Волкову.)

Он мог помочиться мертвецки пьяным в проходе самолета. Ездить по парижским улицам, примерно в том же виде, на своем мотороллере. Паясничать и громко кричать перед телекамерами, что он «всего лишь жалкий тип». Позвонить в Елисейский дворец со словами «Алло, это Жерар», после чего тут же приехать к своему другу Николя Саркози и, войдя в резиденцию президента Франции, возопить в недоумении: «А что, в этом бараке разве нет лифта?» Владеть особняком в самом центре Парижа и потом выставить его на продажу за скромную сумму в € 50 млн. Все было позволено Депардье — он всегда был самым лучшим. Самым великим актером своего поколения как минимум. А по максимуму — быть может, самым лучшим в ХХ столетии. Наравне с великим Жаном Габеном.

Сейчас этот великан поставил Францию на уши, и она задается вопросом: месье Депардье, кто вы?

Игравший всё

Если честно, он олицетворяет собой магию кино, с тех пор как 40 лет назад ошеломленная Франция открыла для себя «Вальсирующих» — фильм, опрокидывавший все прежние представления о дозволенном, что-то вроде анархистского road movie, разрушавшего буржуазные устои, воспевавшего секс ради удовольствия, ненависть к полиции, дружбу… Шел 1974 год, всего шесть лет прошло после событий мая 1968-го, когда хиппи, свободная любовь, марихуана, ненависть к буржуа и восхищение подвигами грабителей, подобных Робин Гуду, позволяли молодежи забыть о заплесневевшей и замкнувшейся в себе стране последних лет правления де Голля. «Разве здесь не здорово?!» — восклицает в этом фильме Депардье, запуская руку в трусики Миу-Миу, тогда еще молодой, но уже триумфально шествовавшей по всем кинотеатрам актрисы.

И это действительно было до удивительного здорово — на протяжении многих лет видеть этого парня в больших и малых ролях. Он играл всё. Он стремился наверстать упущенное, закрыть страницу жизни под названием «утраченная молодость», когда перед ним обозначились только две перспективы — тоски повседневности либо ухода на преступную тропу. Отец — механик, мать — домохозяйка, многочисленная и бедная семья, школа, которую он бросил в 13 лет, чтобы выживать чем подвернется. Игра стала его жизнью: он едет в Париж, посещает несколько театральных курсов. Читает, а скорее — заглатывает книги классиков, пьесы, прозу, поэзию, античную литературу, современную…

Ему все подходит. Он отдается всему со страстью. Он способен сыграть и в массовом кино, и в высокоинтеллектуальных фильмах настолько высоко, что даже так называемые кинотеатры «экспериментального искусства» сомневались, стоит ли их выпускать на экраны: например, по произведениям Маргерит Дюра.

С середины 70-х и на протяжении следующих 25 лет все французское кино настраивается «для» и «вокруг» Депардье. Снимаясь в трех, четырех или пяти фильмах в год, он играл для крупнейших режиссеров — Франсуа Трюффо, Морис Пиала, Бертран Блие, со всеми актерами и актрисами. И его смотрели все: 210 млн проданных билетов только во Франции, не считая заграницы и телевизионных показов. Обеликс, Сирано де Бержерак, Распутин, Роден, Христофор Колумб и многие другие — это все он. Всех этих персонажей он несет в себе. Впрочем, кто его знает — всех или только одного? Ведь он актер, еще раз актер, и только актер.

Сложная натура

Вот уже много лет он — самый высокооплачиваемый актер Франции, его среднегодовой заработок — от € 2 до 3,5 млн. Цифры под стать его аппетиту. «Депардье? Он был доволен, вина и колбасы было вволю», — вспоминал о съемках фильма «Мамонт» один из членов съемочной группы.

Депардье — любимец глянцевых журналов: в нем столько драмы. Он сложная натура. Истерзанный личной жизнью, долголетней связью с актрисой Кароль Буке, сложными взаимоотношениями со своими детьми — дочерью Жюли, взбалмошной актрисой, и с сыном Гийомом, который умер в 2008 году в возрасте 37 лет от скоротечной пневмонии. Гийом, эта яркая, но так быстро сгоревшая звезда французского кино, публично говорил об отце как о человеке «прогнившем от желания быть обожаемым».

«Он обескуражен, он не понимает, что с ним произошло, он воспринимает все это как удар ножом в спину», — говорит режиссер Жозе Дайан, у которой он снялся в тринадцати фильмах. Она дает понять, что налоговая удавка, накинутая на Депардье и других богачей командой президента Олланда, — лишь повод для отъезда.

Но есть и другой Депардье — жадный до денег, до любых вознаграждений, делец, бизнесмен. Раньше это не было заметно — огромная популярность актера прятала эти стороны его личности в тени. А потом все вмиг полезло наружу.

Виноградники, земли в Анжу и — ящики бутылок белого, красного вина, шесть, восемь, десять бутылок, опорожняемых ежедневно, — вот куда уходят деньги. Пожирать, пока голова не расколется, пока не треснет брюхо, до упаду, чтобы, как Пантагрюэль, герой Франсуа Рабле, достичь нирваны.

По сходной цене

Сейчас Депардье можно только арендовать. И он сдает себя в аренду — как правило, тому, кто предлагает наибольшую цену, пусть даже этот человек — диктатор. Или автократ. Или просто темная личность. Он дружил с кубинским Команданте и с алжирским бизнесменом-мафиози. И много с кем еще дружил и продолжает дружить. Чтобы заработать на нефти. Чтобы купить рестораны и рыбный магазин в Париже. Чтобы приобрести виноградники в Марокко, Алжире, Аргентине, на Украине, где он бросил якорь еще до того, как задружился с Путиным. Приехав в Киев в 2008-м по приглашению «оранжевого» президента Виктора Ющенко, он стал совладельцем отеля, потом купил виноградники в Угловом, на берегу Крыма, близ Бахчисарая. Сумма сделки так и осталась тайной для украинских граждан. Зато самого Депардье они теперь видят чуть ли не каждый день — он улыбается им с рекламных щитов французского банка Credit Agricole.

Оплаченные путешествия, услуги, реклама, участие в политических шоу и многочисленные бизнес-сделки — все закоулки «империи Депардье» еще не обойдены. Ясно только, что деньги постепенно заполнили его жизнь и увели от кино.

«Я, кстати, не очень люблю французов», — походя заявил он не так давно в телепередаче. Это неудивительно. Его стремление к богатству всегда шло вразрез с эгалитаристской культурой сегодняшней Франции — страны, отстроенной на ценностях Великой революции.

Но нет, наш Дантон (в 1982 году Депардье сыграл заглавную роль в фильме «Дантон», это одна из лучших его ролей. — The New Times) больше не любит профсоюзы, французских левых, которых он так долго поддерживал, Коммунистическую партию, которой когда-то помогал, ее газету «Юманите», рабочих и пролетариев, которых он играл…

Разобравшись с согражданами, Депардье примерил на себя новый образ — «гражданина мира». Для которого не существует границ, расстояний, интриг и политики. «У меня нет врагов, я человек мира», — на полном серьезе отрезал Депардье президенту Азербайджана, который, как пересказывает молва, неожиданно позвонил ему, когда актер был в Ереване, и высказал шутливый упрек: «Как ты мог, Жерар, друг мой, поехать к моим недругам армянам»... В 1966 году для фильма, который так и не был снят, режиссер Аньес Варда делала пробу с неким Жераром Депардье, неизвестным молодым человеком. И знаете, какая у него была там реплика? «Дух времени… свинское время, свинские счета… Деньги, деньги, деньги…» Как оказалось, в этой реплике — всё.




Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share