Сын популярного писателя Юрия Германа, чьей трилогией «Дело, которому ты служишь» в шестидесятых зачитывалась романтическая молодежь, свой первый фильм снял по повести отца «Операция «С Новым годом!». Картина про войну (режиссер назвал ее «Проверка на дорогах») в 1971 году была сочтена идеологически неправильной (ей вменили «гнилой» гуманизм) и пролежала на «полке» по перестроечного 1985 года. А в 1985-м она произвела фурор, хотя имя режиссера уже было у всех на слуху и творческий потенциал высоко оценен: в 1976 году вышел фильм Германа по Константину Симонову «Двадцать дней без войны» с неожиданным Юрием Никулиным в драматической роли, а в 1984 — экранизация еще одной повести отца, получившая название «Мой друг Иван Лапшин». «Лапшина» сочли новаторским кинопроизведением (каковым оно и являлось) — там был не только новый взгляд на события и людей 30-х годов, но и открытие с неожиданной стороны уже известных актеров — Андрея Болтнева, Андрея Миронова, Нины Руслановой, Александра Филиппенко, эксперименты со звуком, светом, монтажом.
Вокруг всех картин Алексея Германа кипели страсти, клубились споры, ломались критические перья и полно было недоброжелательных и злобных отповедей от высокопоставленных зрителей. А он упрямо делал то, что считал нужным и правильным. Самая странная судьба, наверное, у картины 1998 года «Хрусталев, машину!». Она вообще не была понята и шумно провалилась в конкурсном показе Каннского кинофестиваля, к ней осталась равнодушной публика, но потом критика вознесла ее до небес и фильм даже вошел в сотню лучших кинопроизведений ХХ века.
Алексей Герман и Леонид Ярмольник на съемках фильма «Трудно быть богом» |
A самая длинная, запутанная и нескончаемая история — конечно же, у экранизации романа братьев Стругацких «Трудно быть богом». «История арканарской резни» должна была стать дебютным фильмом Алексея Германа на «Ленфильме», но в 1968 году это оказалось невозможным, слишком сильные и явные политические ассоциации вызывала книга с тем, что происходило тогда вокруг Чехословакии. Режиссер вернулся к старому замыслу только в 2000 году, и тринадцать лет киноманы с напряженным вниманием следили за перипетиями съемочного процесса. В прошлом году режиссер пообещал выпустить картину на экраны, но все откладывал и откладывал, доделывал и доделывал, тянул и тянул, не отпуская от себя дорогое и любимое детище.
Наверное, мы его все-таки увидим на экране. Но уже, увы, не сможем сказать слова благодарности невероятно талантливому и невозможно требовательному к себе кинохудожнику Алексею Герману.
Фотографии: ИТАР-ТАСС
Tweet