В московском музейно-выставочном центре «Рабочий и колхозница» открылась выставка с прямолинейным названием — «Международный женский день. Феминизм: от авангарда до наших дней»
Валентина Кулагина. Международный день работниц. 1930 г.
| Владимир Серов. Строительница. 1964 г. |
Кажется, эпоха и таких выставок, и таких названий давно ушла в прошлое. Однако кураторы экспозиции считают, что ничего подобного — феминизм сегодня силен как никогда. Именно эту актуальность и призвана доказать нынешняя экспозиция. С этой целью на выставку привлечены экспонаты из многих музеев страны, включая Третьяковскую галерею.
Амазонками русского авангарда поэт и мемуарист Бенедикт Лившиц назвал отечественных художниц начала века. Определение запомнилось и стало обиходным. Лившиц имел в виду вполне конкретных художниц, которые активно участвовали в выставках групп «Бубновый валет», «Союз молодежи» и других, в частности Ольгу Розанову и Александру Эстер. Но в данном случае перед нами иной проект, и трактовка его куда более произвольна. Амазонками становятся все те, кто жил в начале 20-х годов. На выставке представлены рисунки для текстиля и дизайн платьев Любови Поповой, Варвары Степановой, Зинаиды Райтцер, фарфор Елены Данько и Варвары Шероновой. Их работы призваны отметить начало феминизма в российском искусстве. И далее эволюция женской темы в искусстве прослеживается уже через 60–70-е и последующие годы.
Для того чтобы показать образ эмансипированной жещины, в экспозицию привлечены полотна Дейнеки, Самохвалова, Пименова, Штеренберга — певцов амазонок победившего социализма. Действительно, мускулистые крепконогие физкультурницы на полотнах Дейнеки имеют мало общего с женским полом. Женщина в его изображении перестает нести свою гендерную функцию, она в первую очередь не женщина, а «товарищ». При всем разнообразии работ, представленных в выставочном зале, не покидает ощущение какой-то ущербности, когда борьба за эмансипацию женщин и ее права подменяется отбором картин по половому признаку. Именно этот узкий выбор — наиболее уязвимая часть подобных экспозиций.
Guerrilla Girls. Должна ли женщина быть голой, чтобы попасть в Метрополитен-музей? 1989 г.
Первая женская протестная акция состоялась в Нью-Йорке 8 марта 1857 года и была названа «маршем пустых кастрюль». В России аналогичное действие прошло ровно 100 лет назад, а именно 2 марта 1913 года, называлось оно «научное утро по женскому вопросу», и в нем приняли участие около полутора тысяч женщин. Они выступали за право голоса для женщин и государственное обеспечение материнства. Все это — этапы феминистского движения, которое на протяжении века добилось очень многого, причем настолько многого, что ныне уже мужчины нуждаются в защите — добиваются равных прав на воспитание ребенка при разводе или получения отпуска по воспитанию новорожденного и т.п. В 1970-х в США возникло «мужское освободительное движение», ставящее целью преодолеть стереотипы гендерного восприятия мужчин, когда требование мускулинности и мужского доминирования в целом вносило существенные ограничения в мужскую жизнь и наносило мужчинам травмы. Они хотели быть «домохозяйками», но общество им этого не позволяло. Ну и как следствие — появление Международной ассоциации лесбиянок и геев (ILGA), отстаивающей права сексуальных меньшинств.
На выставке в Москве все эти новейшие направления представлены с точки зрения современного искусства, создателями которого по прихоти кураторов являются исключительно женщины. Здесь и перформансы группы «Фабрика найденных одежд»; сны суфражистки Веры Павловны из романа Чернышевского «Что делать?», переосмысленные Анной Броше; Ольга Тобрелутс демонстрирует своих «бронзовых моделей». Авторы экспозиции показывают переклички художниц во времени и через поколения. Мужчинам на этой выставке места не нашлось. Но, наверное, следующий проект тут должен быть исключительно мужским — мир без женщин тоже достаточно любопытен и
соблазнителен. Хотя это и будет скорее из области гендерных фантазий.
фотография: пресс-служба «Манежа»
Tweet