В Белоруссии состоялся судебный процесс над… книгой. Ошмянский райсуд признал экстремистским фотоальбом со снимками — победителями конкурса Belarus Press Photo-2011, все конфискованные экземпляры подлежат уничтожению. За ходом судилища в духе Третьего рейха и святой инквизиции следил The New Times
18 апреля 2013 г. Авторы фотоальбома в зале Ошмянского райсуда: справа налево — Вадим Замировский, Александр Васюкович, Юлия Дорошкевич
Belarus Press Photo — первый открытый независимый конкурс пресс-фотографии в Белоруссии. Проект запустили в 2009 г. В этом году конкурс проводится в четвертый раз. Для участия в проекте отправить свои работы может любой фоторепортер из Белоруссии. Победителей, чьи фотографии затем и публикуются в фотоальбоме, определяет международное жюри, в которое входят представители США, ЕС и России, выбирают лучшие из работ, которые публикуются в журнале. До этого у властей претензий к проекту не было — его одноименные журналы продавались в Минске. |
Начало абсурдному процессу было положено в ноябре прошлого года, когда белорусские таможенники на литовско-белорусской границе конфисковали 41 экземпляр фотоальбома со снимками — победителями Belarus Press Photo-2011. Организаторам конкурса — фоторепортерам Юлии Дорошкевич, Вадиму Замировскому и Александру Васюкевичу, возвращавшимся из Польши с очередной международной выставки, было заявлено, что вся конфискованная у них печатная продукция будет уничтожена, поскольку «не соответствует государственным стандартам». На том, как говорится, и разошлись…
К тому времени «экстремистские» фотографии уже почти год гуляли по Сети. Более того, печатная часть тиража альбома давно разошлась по рукам. Любопытно, что его даже продавали в некоторых магазинах Белоруссии: напечатанные в Литве фотоальбомы ввезли в страну легально, они прошли необходимую таможенную очистку. Одним словом, в уничтожении изъятых экземпляров не было никакой логики. Но это — если подходить с точки зрения здравого смысла.
„
В альбоме Belarus Press Photo-2011 «белорусский народ преподносится как обнищавший и спившийся, а государство — как милитаризованное…»
”
Фото с «умышленным искажением»
Три месяца альбомы пролежали на складе таможни. Что побудило чекистов вдруг заинтересоваться ими — неизвестно, однако уже в нынешнем году Юлия Дорошкевич неожиданно получила официальное извещение из КГБ: эксперты этого ведомства в фотографиях, опубликованных в фотоальбоме Belarus Press Photo-2011, обнаружили признаки экстремизма.
Как оказалось, Управлением КГБ Республики Беларусь по Гродненской области была назначена экспертная оценка изъятой печатной продукции. В качестве экспертов были определены чиновники из управления идеологической работы Гродненского облисполкома. Их заключение заслуживает того, чтобы его процитировать: «В фотоальбоме (…) содержатся умышленно искаженные, не соответствующие действительности измышления о жизнедеятельности Республики Беларусь в политической, экономической, социальной и иных сферах».
О такой мелочи, как невозможность «умышленного искажения» в репортажной фотографии, «эксперты», похоже, не задумывались.
«Как может фотография искажать действительность? Это даже не статья журналиста, допустим, в The New Times или «Коммерсанте», которую власть может истолковать по-своему. Это просто фотографии, которые показывают все как есть, без каких либо толкований», — недоумевает в разговоре с The New Times зампред Белорусской ассоциации журналистов (БАЖ) Андрей Бастунец.
«Бомжеватые и спившиеся»
Впрочем, негодование чекистов и «аффилированных» экспертов понять можно. Достаточно взглянуть на список претензий к фотографиям. Например, снимок, где изображен стоящий на портрете Александра Лукашенко человек во время одного из оппозиционных митингов (фото 1). Чиновники из идеологического управления посчитали, что эта фотография «является оскорбительной не только для главы государства, но и всего белорусского народа, своей волей избравшего президента».
Гнев экспертов вызвали и ставшие популярными в стране снимки Сергея Гудилина, отражающие быт военнослужащих белорусской армии. Фоторепортаж из казармы, где бойцов внутренних войск заставляют смотреть информационные выпуски белорусского государственного ТВ, по их мнению, «свидетельствует о распространении заведомо искаженной информации о жизнедеятельности военнослужащих» (фото 2).
1 | 2 |
Унизительными эксперты посчитали фото с подписью «Мужчины примеряют шляпы на уличной ярмарке»: они, оказывается, выставляют белорусский народ «в неприглядном виде — нищим, бомжеватого вида на фоне новых западных вещей». «Распространение подобной информации в СМИ формирует у читателей искаженные представления о моральном облике белорусского народа, унижает национальную честь и достоинство белорусов как нации и вызывает негативное отношение читателей к Белоруссии в целом», — говорится в заключении экспертов.
Особое же недовольство «проверяющих» вызвала фотография избитого демонстранта, который лежит около Дома правительства в Минске: «Таким образом сотрудники силовых структур преподносятся как неподконтрольные, опасные лица, потенциальные источники проблем, вызывающие страх и опасения у других нарушающих закон» (фото 3).
Ну и, наконец, авторов альбома уличили в посягательстве на самое святое — на президента Александра Лукашенко: его фотография «осуществлена с подобного ракурса специально, чтобы представить главу государства в неприглядном виде, что является оскорбительным по отношению к Президенту Республики Беларусь, умаляет его авторитет и подрывает доверие к нему со стороны иностранных государств и жителей Республики Беларусь» (фото 4: на нос президента «попал» новогодний шарик).
3 | 4 |
В целом, пришла к заключению комиссия, в альбоме Belarus Press Photo-2011 «белорусский народ преподносится как обнищавший и спившийся, а государство — как милитаризованное…»
Для КГБ «экспертного мнения» оказалось достаточно, чтобы завести дело о признаках экстремизма.
Нет фото — нет проблем
18 апреля 2013 г. Ошмяны, Белоруссия.
Вадим Замировский с «подсудным» фотоальбомом |
Вообще-то случаи изъятия из продажи в белорусских магазинах тиражей «оппозиционных» материалов происходили и раньше. Например, однажды власти арестовали, а позже признали экстремистским тираж белорусскоязычного литературного журнала Arche. Но в итоге Верховный суд Белоруссии отменил все решения, реабилитировав издание. Тираж издателю, правда, возвращать не стали.
А вот выставки и фотоальбомы белорусских фотографов до сих пор особого внимания властей не привлекали. Фоторепортерам почти на всех акциях протеста регулярно разбивали аппаратуру, их задерживали, отправляли «на сутки» в СИЗО, но чтобы признать «экстремизмом» их работу — такого раньше не было.
Судя по всему, нынешний процесс должен был стать для них недвусмысленным предупреждением: время поблажек закончилось, власть не намерена и дальше закрывать глаза на деятельность фотожурналистов.
Кинодокументалист Юрий Хащеватский в разговоре с The Nеw Times сравнил процесс над Belarus Press Photo с аналогичными процессами в нацистской Германии, когда жгли произведения и судили их авторов: «Все мы помним, как в первые годы своего президентства Александр Лукашенко восхищался порядками в нацистской Германии, похваливая железную дисциплину, которая там насаждалась. Многие тогда предположили, что это глупость, которую сдуру ляпнул недавний председатель колхоза. Но практика показала, что тогда Лукашенко как раз и высказал то, о чем думает».
А белорусская правозащитница Людмила Грязнова провела аналогии между нынешним процессом и прошлогодней историей студента-фотографа Антона Суряпина, которого арестовали за то, что он разместил в интернете фото сброшенных со шведского самолета плюшевых медвежат. На фото со злополучными медвежатами была подпись: «Нет фото — нет проблем». В том, что белорусские власти восприняли это как руководство к действию, есть что-то зловещее, считает Грязнова.
Что теперь? Авторы фотоальбома, по словам Вадима Замировского, намерены обжаловать приговор: «У нас на это есть 10 дней… Пока постановление суда не вступит в силу, белорусские власти не имеют права уничтожать книги».
фотографии: pressphoto.by, ИТАР-ТАСС
Tweet