Андрей Вавра
бывший старший референт
президента РФ
Какая содержательная сторона у праздника в детском саду? Ровным счетом никакой. Наверное, это просто возможность для родителей посмотреть, как их детишки читают стишки, пляшут и поют. Сами по себе, а также в сравнении с их сверстниками.
Но в нашем садике все оказалось иначе, гораздо серьезнее. Время, что ли, такое, требующее не просто безоглядного веселья, а плотной, густой и на редкость бессмысленной идеологичности.
Сюжет представления был незамысловат: речь шла о выборе невесты для царя.
Сначала перед ним сплясала европейская принцесса со своими фрейлинами (назовем их условно Запад). И это было пока еще бессодержательное детское веселье, позволяющее сосредоточиться на том, что и как делает наша дочка. Но следующими вышли принцесса мусульманская и ее служанки (назовем их условно Восток), и дело приняло гораздо более серьезный оборот. Было очевидно, что слегка утонченно-анемичных «европеек» мусульманки сильно бьют своими зажигательными танцами.
Я тут даже бросил реплику: «А царю-то явно приглянутся мусульманки!» И подумал: жаль, что мою дочку не выбрали представлять Восток — тут было бы гораздо больше пользы в плане изучения сложной танцевальной пластики. Но, как оказалось, я был абсолютно не готов к дальнейшему…
Дальше выступили русские девушки. Их танец был вовсе не лучше предыдущих, но он заставил меня наконец сообразить, что надо поменьше отвлекаться на собственного ребенка, отложить фотоаппарат и глубже вникать в разворачивающееся передо мной действо, насыщенное глубоким идеологическим подтекстом.
Следующим испытанием стало изготовление скатерти.
Европейки отказались ткать скатерть и принесли царю готовую покупную синтетику.
Мусульманская принцесса заставила ткать скатерть своих служанок.
И только наша простая русская девушка вместе со своими подружками самолично соткала приглянувшуюся царю красивую скатерку.
Потом пришла очередь выпечки хлеба. Запад, понятно, ничего не стал печь, а принес царю готовый французский багет в целлофане. Восток испек такой отвратительный хлеб, что царь велел отдать его своим слугам. А вот русская девушка вместе со своими подружками испекла царю замечательно вкусный каравай.
Словом, цивилизационный выбор был сделан. Но и это, оказалось, еще не все.
Невеста решила делать свой выбор и предложила царю несложное испытание — принести воды. Когда царь принес маленькое детское ведерко, невеста потребовала нормального исполнения своей просьбы. Царь вызвал слугу Ивана, и тот принес два большущих ведра воды.
В конце концов выяснилось, что такой ленивый царь-неумеха невесте не нужен, а нужен работящий Иван. Кроме того, Иван сплотил вокруг себя остальных слуг царя, которые перебежали к более сильному и удачливому конкуренту.
Кончилось все общим веселым танцем без разбора национальной принадлежности. Причем плясали под разухабистую одесскую музыку, выделывая коленца русских танцев. И Запад, и Восток, и Россия.
По сценарию никаких одесситов не было, даже на заднем плане и на вторых ролях не было участников сионистского заговора. А поди ж ты, все-таки они в конце концов протиснулись вперед… И что это значит — все пляшут под еврейскую музыку, но все исполняют па русских народных танцев?
Сценарий детского праздника — это никоим образом не результат тяжелой умственной работы. Скорее непредумышленный выплеск обыденного сознания. Фиксация того, что носится в воздухе, присутствует в атмосфере. И что же мы здесь видим? Все как положено: национализм, очевидную неприязнь к технологически продвинутому Западу, а также упрямо выплывающую из глубин подсознания твердую убежденность, что всем заправляет малый, но чрезвычайно ловкий народец.
До обидного мало что у нас меняется.