В Московском музее современного искусства открылась академическая выставка. Перед зрителями отчитываются мэтры
Борис Мессерер. Портрет Беллы Ахмадулиной. 1980-е
Проект слияния трех академий взволновал общественность и еще больше самих академиков. Видимо, в качестве превентивной меры академики от изобразительного искусства на всякий случай решили отчитаться перед зрителями. Выставка на Гоголевском бульваре представляет произведения 35 членов президиума РАХ. Те, кто не мог выставить живописные или скульптурные работы, представили научные статьи или монографии. Творческой семье Церетели удалось поучаствовать в экспозиции сразу в нескольких ипостасях. Сам Зураб Константинович, президент, выставил картины, его дочь Елена Зурабовна, автор «книг и статей о Российской академии художеств, Научно-исследовательском музее современного искусства и творчестве З.К. Церетели», отчиталась научными работами, а внук Василий Зурабович, исполнительный директор ММОМА, являет собой на выставке новую генерацию художников. Равно как и Айдан Салахова. Художественные династии у нас были всегда, тем любопытнее сравнивать, как в творчестве Айдан Салаховой находят отзвук строгие линии ее отца — классика советской живописи Таира Салахова, а близкая к неоэкспрессионизму Жана-Мишеля Баския живопись Василия Церетели вступает в полемику с полотнами его деда.
|
Сравнивать нынешних авторов с Поленовым, Васнецовым, Врубелем или Куинджи нет никакой нужды. Скорее с мэтрами соцреализма
Удовлетворяя зрительское любопытство, академия представила на выставке весь цвет своего состава. Иногда он все же смущает: архитектура Михаила Посохина, некогда главного архитектора Москвы, давно уже воспринимается одиозной, как и эксперименты скульптора Александра Бурганова, «украсившего» район Старого Арбата временными переносными скульптурами. И все же, несмотря на обилие на выставке образцов, выдержанных в назойливо советской эстетике, есть тут и свои эстетические камертоны. Портрет Беллы Ахмадулиной, выполненный Борисом Мессерером, несколько замечательных работ Таира Салахова — «Всегда с Эйфелем» (2007) и «Художник Борис Ефимов» (2006). Всегда любопытны работы Дмитрия Жилинского — один из выдающихся живописцев нашего времени представлен классическим «Автопортретом в Испании» (1991). Циклы картин Сергея Оссовского посвящены архитектуре. Это или фрагменты московских зданий, выживших в противостоянии с современными градостроителями, или, например, «Старые парижские двери» (2004–2005). Автор передает энергию чужой жизни и истории тщательнейшей фиксацией деталей — надписи, шероховатости и потертости, тусклый блеск старого портала. Скульптуры Александра Рукавишникова («Прямоугольная дырка», 2010) тоже завораживают своей многозначительной формой, напрочь лишенной какого-либо содержания.
|
И все же некоторая странность выставки остается. Считающая себя преемницей Академии художеств и наук, образованной указом Петра I в 1724 году, этой своей выставкой РАХ призвана вроде бы подтвердить преемственность. Но новых, свежих работ академиков на ней представлено совсем мало — всего несколько. Разброс — от 1972-го (скульптура А. Цигаля «Портрет геолога») до 2013-го (Зураб Церетели, Константин Худяков, Виктор Глухов). То есть перед нами ретроспектива, показ достижений за 40 (!) лет. Впрочем, считать себя преемницей Императорской академии художеств у нынешней академии нет никаких оснований. Та была упразднена в 1918 году указом Совнаркома, а нынешняя появилась в 1947-м по постановлению Совета министров СССР. Это облегчает задачу. Сравнивать нынешних авторов с Поленовым, Васнецовым, Врубелем или Куинджи нет никакой нужды. Скорее с мэтрами соцреализма. Некий рудиментарный остаток Советского Союза, украшающий нашу жизнь воздушными зимними пейзажами или пышногрудыми обнаженными красавицами, призывающими к правильно ориентированному сексуальному чувству. Тоска по нему вполне может быть удовлетворена на многие годы вперед после посещения этой любопытной выставки.
фотографии: пресс-служба РАХ
Tweet